Надежда на гражданское сопротивление и «партизан»: польский обозреватель заявил, что Литва готовится к «возможному нападению» России
Несмотря на масштабы страны и крохотные вооруженные силы, Литва уверена в том, что является важным звеном восточного фланга НАТО, да и Запада в целом. Для решения целого комплекса политических, идеологических и экономических задач литовские власти активно эксплуатируют миф о якобы готовящемся нападении России на страну. Якобы в Москве только спят и видят, как аннексировать маленькую литовскую территорию и продолжить традиции «советской оккупации».
Запугивая население страшилками о российской угрозе, Вильнюс одновременно хочет возродить в гордых литовских гражданах боевой дух «лесных братьев». Польский военный аналитик Павел Маковец недавно опубликовал объемную статью, в которой анализирует систему подготовки населения к сопротивлению возможной российской агрессии.
Гражданское сопротивление по-литовски
Еще в 2014 году литовским военным ведомством было опубликовано интересное руководство под названием «Что нам нужно знать о подготовке к чрезвычайным ситуациям и войне». В нем литовские военные специалисты задались вопросами организации гражданского сопротивления. По понятным причинам, в Вильнюсе и не сомневаются: в случае войны с Россией подразделения российской армии очень быстро займут территорию страны. В этом случае надежда остается только на гражданское сопротивление и партизанскую войну.
Сами литовские аналитики выделяют три вида сопротивления: мирные протесты, бойкотирование, активное сопротивление. К первому виду сопротивления относятся демонстрации, митинги, пикеты. Второй вид сопротивления включает забастовки, стачки, саботаж. Сотрудничество с оккупантами определяется как национальная измена. Методы активного сопротивления подразумевают такие действия как захват объектов, перекрытие дорог, голодовки, но не прямой вооруженный контакт с противником.
Ведущую роль в гражданском сопротивлении, по мнению авторов документа, предстоит играть ячейкам гражданского общества и разнообразным общественным организациям вроде Ассоциации литовских стрелков, а также профсоюзных объединений.
Кроме того, литовское военное ведомство уделяет особое внимание действиям в условиях информационной войны. Для разоблачения пропаганды оккупантов предлагается использовать потенциал социальных сетей, мессенджеров, мобильной связи, а также совершать хакерские атаки на информационные ресурсы противника, уничтожать публикации и агитационные материалы в городах и населенных пунктах.
Ранее министерство обороны Литвы опубликовало еще одну брошюру под названием «Что нам нужно знать о сопротивлении: активность, действие, основные принципы». Здесь уже рассказывается о базовой подготовке партизан и подпольщиков, которые будут действовать более серьезными методами, например – выводить из строя технику неприятеля, совершать нападения на армейские патрули.
Добровольческие силы: как устроены и есть ли от них толк
Польский аналитик Маковец отмечает, что Литва готовится к возможному нападению России и при этом является одной из немногих европейских государств, на протяжении последних десятилетий проводящих комплексную политику подготовки населения к "возможной оккупации страны российскими войсками". Не меньшие силы и средства, чем в вооруженные силы, литовские власти вкладывают в формирования территориальной обороны.
В Литве существуют т.н. добровольческие силы национальной обороны (Добровольческие силы охраны края), официально входящие в состав сухопутных войск. В этом формировании служат как профессиональные военнослужащие, так и добровольцы, привлекаемые лишь для участия в периодически проводимых сборах. Общая численность в настоящее время составляет около 500 кадровых военных и 5000 добровольцев. В задачи Добровольческих сил как раз и входит, помимо подготовки мобилизационного резерва, подготовка населения к отражению агрессии со стороны России.
Служить в Добровольческих силах могут граждане Литвы в возрасте от 18 до 60 лет. Подписывая контракт, доброволец начинает свою военную волонтерскую службу: его направляют на трехнедельный курс базовой подготовки, после прохождения которого доброволец принимает присягу и получает назначение в конкретную роту.
В учениях добровольцы участвуют в среднем от 20 до 50 дней в году. В остальное время они работают, учатся, в общем ведут образ жизни обычных гражданских людей. За службу добровольцы получают финансовую компенсацию в размере оклада профессионального солдата за совокупность дней учений. Также стоит отметить, что добровольцев могут в любой момент призвать на службу сроком до 7 дней без предварительного уведомления.
Однако и силы территориальной обороны, как мы видим, имеют невысокую численность и в случае серьезного вооруженного конфликта вряд ли смогут длительное время противостоять регулярной армии, особенно если речь будет идти об армии такой страны как Россия.
Кстати, довольно интересно оценили статью польского аналитика и сами польские читатели. Русофобия среди них зашкаливает, а среди комментариев чаще всего встречаются призывы «устроить второй Афганистан». На литовской территории?
Уже пробовали:
Хочется думать,что ошибки не повторятся?Партизан в плен не брать и тем более не отправлять в районы Крайнего Севера.Ну это так....шуточки!А если серьёзно-почему все эти кретины думают,что Россия не спит и только мечтает их завоевать?Их вообще то уже покупали и в итоге выкинули в мусорный бак,как использованную упаковку.Как только не пытаются повысить свою значимость и на этом заработать.