Экономист объяснил, почему инцидент в Суэцком канале нельзя сравнивать с пандемией
Сверхбольшой контейнеровоз Ever Given сел на мель в Суэцком канале 24 марта. Течением судно развернуло поперек, из-за чего корабли не могли пересечь участок. Почти неделю буксировщики пытались снять с мели Ever Given, только 29 марта контейнеровоз поставили в фарватер. К этому времени уже образовалась пробка из около 400 кораблей.
Аналитики ожидают, что задержка в доставке товаров и перегрузка портов приведут к росту цен на продукцию. Также нарушенные логистические цепочки не смогут оперативно и полностью восстановиться. Уже сейчас отмечается рост стоимости морских перевозок. Редакция "ПолитЭксперта" выяснила, насколько сравним ущерб от блокировки Суэцкого канала с ограничениями из-за пандемии коронавируса.
Максимально отрицательное влияние на экономику оказал COVID-19, уверен кандидат экономических наук Михаил Беляев. В интервью "ПолитЭксперту" он отметил четыре главных причины серьезного ущерба от пандемии:
"Во-первых, естественно, это затронуло почти все страны мира, ведущие промышленные державы. Просели целые отрасли, которые имели непосредственные связи с потребительским спросом: путешествия, транспорт, отельный и ресторанный бизнес. Во-вторых, по срокам — это продолжается уже больше года".
Третьей причиной стали социальные выплаты. Государствам пришлось поддерживать потребительский спрос для людей. И последнее — локдауны и ограничение в перемещениях через границу. Это нанесло существенный удар по международным кооперационным цепочкам и дало сбой в производственной сфере именно в высокотехнологичной продукции. Например, существенная часть компонентов поставляется из Китая в развитые страны. Пандемия нарушила данную цепочку.
"Суэцкий канал, конечно, это достаточно серьезный прецедент. Судно сдвинуто, но вопрос полностью не решен. Это хоть и неприятный, но локальный инцидент, который касается только внешнеторговых поставок. Он серьезно повлияет и негативно заденет энергетические поставки. Тем не менее о катастрофе говорить не приходится", — объяснил экономист.
В истории еще не отмечалась такая масштабная блокировка Суэцкого канала. Только во время военных действий, когда проходил арабо-израильский конфликт, движение по маршруту остановили на восемь лет.
"Тем не менее прецеденты были, и мир спокойно все это пережил. Разумеется, убытки есть. Считается, что сфера внешнеторговых поставок может затормозить темпы ежегодного роста на 1,5-2%, но это ни в какое сравнение с пандемией коронавируса не идет", — уточнил собеседник ПЭ.
Инцидент в Суэцком канале серьезно не повлияет на стоимость товаров, особенно это касается России. Конечно, в стране найдется достаточное количество предпринимателей, которые захотят заработать на громком событии. Они используют блокировку Суэцкого канала как "предлог поправить ценники на полках". В остальном о прямой и серьезной зависимости говорить непрофессионально, заключил Михаил Беляев.
Ранее американская газета The Washington Post заявила, что инцидент в Суэцком канале стал лучшей рекламной кампанией для российского Северного морского пути. Москва называет арктический маршрут надежной альтернативой.
Читайте также:
Аналитик Юшков считает, что затор в Суэцком канале сыграет на руку экономике РФ
Миллиарды на мели: кто покроет убытки от "пробки" в Суэцком канале
"Пробка" на Суэцком канале грозит мировой торговле значительными потерями