Светлана САМОЖИКОВА: «Мой путь был ясен ещё в детстве»
В минувшие выходные свой профессиональный праздник отмечали работники театра. Впрочем, Всемирный день театра — праздник не только для артистов, сценаристов, постановщиков, осветителей, костюмеров и других работников сцены, но и для всех зрителей, ценителей театрального искусства. Абаканцам из числа поклонников Мельпомены повезло — в городе работает четыре профессиональных театра, творчество которых знают и любят не только жители Хакасии, но и зрители других российских регионов и зарубежья, где наши артисты были с гастролями. Воспользовавшись календарным поводом корреспондент «Абакана» встретился с молодой актрисой одного из известных творческих коллективов республики — артисткой фольклорного ансамбля «Айланыс» театра драмы и этнической музыки «Читiген» Светланой САМОЖИКОВОЙ.
Рассказать о творчестве Светланы невозможно без обращения к семье ее родителей — фамилия Саможиковых хорошо известна и любима ценителями хакасской фольклорной музыки. Долгие годы ансамбль «Айланыс» и имена супругов Степаниды и Александра Саможиковых, можно сказать, были синонимами, а сама творческая чета являлась своего рода визитной карточкой национальной культуры Хакасии, представляя республику на международных фестивалях и форумах. Творчество «Айланыса» хорошо известно в России и далеко за ее пределами, причем не только в странах тюркского мира, но и на Западе — во Франции, Бельгии, Польше, Хорватии, Голландии. Любимому делу творческая чета посвящала все свои силы и время. Как отмечала в интервью «Абакану» Степанида Степановна: «как нашим детям было не стать музыкантами, если мы их с раннего возраста все время брали с собой на гастроли — оставлять-то не с кем было. Так и ездили: дети маленькие, кошку в клетку, собаку на поводок — и тоже с собой на гастроли».
Сегодня дочь Степаниды и Александра Саможиковых Светлана уже сама стала настоящим профессионалом: вокалистка-инструменталистка, владеющая игрой практически на всех хакасских музыкальных инструментах. Актриса активно приглашается режиссерами, владеет вокалом, успешно работает в спектаклях детского и взрослого репертуара, в программах фольклорного ансамбля «Айланыс». Так что не будет преувеличением сказать, что Светлана сегодня достойно продолжает дело родителей по сохранению и развитию хакасской народной музыкальной культуры.
— Безусловно, мой профессиональный путь был предопределен еще в детстве: сколько себя помню, хакасская народная музыка всегда была в нашей семье, еще даже до ансамбля «Айланыс». В мои детские годы наша семья жила в разных селах, где родители работали художественными руководителями в клубах, мама вела музыкальные кружки для детей — естественно, я также в них занималась. На разного рода праздничных концертах мы всегда выступали, так что со сценой я знакома уже очень давно. Позже мы переехали в Аскиз, где я также продолжила заниматься в музыкальных кружках, у нас даже был свой детский оркестр хакасских инструментов. Я хорошо помню свою первую поездку на серьезный фестиваль в Москву — с детским оркестром мы участвовали в российском конкурсе юных талантов «Тихвинский Лель». Это было просто потрясающее событие для 10-летнего ребенка! Позже, уже с родителями, мы ездили в Москву — участвовали во Всероссийском фестивале музыкальных семей и вошли в десятку первых! Так постепенно, выступление за выступлением, поездки с родителями на гастроли «Читiгена» и предопределили мой профессиональный выбор. Правда, мама, знакомая с непростой «кочевой» жизнью артистов, не особо хотела, чтобы я продолжила заниматься музыкой профессионально. Однако папа, как композитор, человек всей душой болевший за развитие хакасской музыкальной культуры, видел во мне продолжателя семейного дела, много времени посвящал моему обучению, творческому росту, — вспоминает о своих первых творческих шагах Светлана.
После переезда семьи Саможиковых в Абакан Светлана поступила в детскую музыкальную школу № 1 им. А.А. Кенеля, в класс домры. Параллельно девушка занималась в детском оркестре хакасских народных инструментов Юрия Егоровича Киштеева — творческий коллектив часто выступал на республиканских мероприятиях. Так сцена и хакасская музыка стали неотъемлемой частью жизни Светланы. По окончании школы девушка поступила в музыкальный колледж на специальность «Хакасские народные инструменты». Получив профессиональное образование, молодая артистка пришла работать в родной «Читiген» — однако не в ансамбль родителей «Айланыс», а в цирковую группу (тогда у театра было и такое направление работы).
— Я буквально выросла в театре «Читiген», многие артисты знали меня с детства, а потому, наверное, воспринимали не как полноправного члена коллектива, коллегу, а как ребенка известных музыкантов. Я старалась изо всех сил, пытаясь доказать, что я — сама артистка, а не просто дочь своих родителей. В цирковой группе мне очень нравилось: мы ставили фокусы, ходили по стеклам, метали ножи — в общем, для молодой девушки все было интересно, но нужно было развиваться в профессиональном плане. Так я поступила в институт искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова, одновременно продолжая работать в театре. В «Читiгене» меня активно задействовали, однако по большей части только в детских спектаклях, сказках. Ко времени окончания учебы в институте к нам в театр пришел новый режиссер — Баатр Колаев, он доверил мне главную роль в спектакле «Остров небесных сетей». Роль Кохары стала моей первой серьезной работой, которая придала мне уверенности в дальнейшей профессиональной деятельности. Мне было очень страшно играть главную героиню, но, справившись с этой задачей, я об-рела некую уверенность в себе, да и многие коллеги, как мне кажется, перестали воспринимать меня просто как ребенка известных музыкантов и стали относиться как к актрисе, творческой личности, — делится воспоминаниями музыкант.
Стоит отметить, что невероятно сложный и интересный спектакль Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» «Остров небесных сетей» по пьесе М. Тикамацу получил широкое признание театральной общественности не только в Хакасии: с этим спектаклем артисты «Читiгена» неоднократно ездили на гастроли как по городам Сибири, так и на международные фестивали. Роль главной героини Кохары в исполнении Светланы отмечалась как зрителями, так и профессиональными критиками. Позже в творческой биографии Светланы будет и одна из главных ролей в спектакле Светланы Чаптыковой «Любовь слаще сладкого». Майра в исполнении Светланы покорила зрителей своей хрупкостью, беззащитностью, нежностью. Актриса обладает яркой, запоминающейся внешностью, пластична, владеет вокалом, а потому по достоинству ценится режиссерами. Однако главным для себя Светлана считает творчество в ансамбле «Айланыс», и сегодня коллектив активно работает над подготовкой новых программ.
Интересуюсь у молодой актрисы, сложно ли работать в коллективе, которым руководят родители — ведь всегда можно рассчитывать на понимание, некое послабление?
— Наоборот. Мама всегда говорила, что с меня, как с дочери художественных руководителей ансамбля, спрос всегда будет больше — помню, первое время она много со мной занималась дополнительно, репетировала… — возражает собеседница.
Неожиданным для меня стало признание актрисы национального театра, что первое время, оказывается, Светлана не владела хакасским языком на том уровне, который требуется для сцены.
— Так, к сожалению, сложилось, что хакасским языком в школьные годы я не овладела на должном уровне, так как училась в обычной городской школе, друзья у меня разговаривали на русском… Так что в первое время в театре даже приходилось зубрить роли, позже я, конечно, язык выучила и сегодня свободно могу его использовать и в разговорной речи, и на сцене. Меня очень радует, что современная хакасская молодежь тянется к своим истокам, к культуре, прежде всего к родному языку — без всего этого у любого народа просто нет будущего. Театр «Читiген», в свою очередь, также старается внести свой вклад в дело сохранения и развития хакасского языка и музыкальной культуры. Надеюсь, что дело нашей семьи продолжат мои сыновья — правда, они пока еще маленькие и с профессией не определились, — улыбаясь, завершает нашу беседу артистка «Айланыса».
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива театра «Читiген»