«Какой прекрасный день для демократии!»: партия Меркель провалилась на выборах в Германии
Судьба кресла канцлера зависит от того, кто договорится с «зелеными»
«Европа обижена, что ее проблематика и интеграция в Европу не была в центре фокуса внимания немцев. Они ожидали от Германии как от лидера Евросоюза стабильного дееспособного правительства», — комментируют эксперты «БИЗНЕС Online» результаты прошедших в ФРГ парламентских выборов. Социал-демократической партии Германии удалось победить консервативный Христианско-демократический союз Ангелы Меркель, который находился у власти с 2005 года. Кто станет новым канцлером Германии, почему партия Меркель показала худший результат в истории и сумеют ли «зеленые» перекрыть вентили «Северного потока — 2» — в нашем материале.
«Горькая потеря голосов, это нельзя замалчивать»
«Какая драма! Какой прекрасный день для демократии!» — пишет немецкая газета Bild о прошедших накануне выборах в парламент Германии. Результаты голосования уж точно не назовешь прекрасными для консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель. Партия была у власти с 2005 года, но в этот раз проиграла социал-демократической партии Германии. Согласно предварительным данным, после обработки 100% бюллетеней СДПГ побеждает с 25,7% голосов, ХДС на второй позиции с 24,1%.
«Горькая потеря [голосов], это нельзя замалчивать», — заявил накануне генеральный секретарь ХДС Пауль Цимиак в эфире телеканала ZDF. Судя по вчерашним кадрам немецкого ТВ, штаб христианских демократов был не готов к поражению: один из представителей даже поморщился, увидев данные экзит-поллов. Нынешний результат консерваторов — худший за всю историю. Показательно, что партия уступила социал-демократам даже на родине своего лидера, кандидата в канцлеры ФРГ Армина Лашета — в Северном Рейне — Вестфалии. Лашет занимает там пост премьера земли.
Меркель накануне ушла с брифинга партии по итогам выборов, не сказав ни слова. Лашет признал итоги выборов неудовлетворительными и отметил, что «следующее федеральное правительство должно быть таким, чтобы все его члены работали с энтузиазмом после того, как будет достигнута договоренность о его формировании». Немецкие СМИ называют результат ХДС не иначе как провалом. Deutsche Welle отмечает, что успех СДПГ для многих стал сюрпризом: еще весной рейтинг партии составлял около 15%, но его сумел «вытянуть» министр финансов Германии, лидер партии Олаф Шольц. Во время избирательной кампании он не делал резких заявлений и представлял себя «Меркель 2.0».
Интрига с преемником Меркель на посту канцлера ФРГ сохраняется. Разрыв между первым и вторым местом невелик, и поэтому и Лашет, и Шольц заявляют о своих амбициях сформировать правящую коалицию. Однако теперь все зависит не от них, а от партий, которые расположились ниже СДПГ и ХДС.
В Германии используется смешанная избирательная система, которая сочетает мажоритарный и пропорциональный принципы. У каждого избирателя два голоса. Половину депутатов в Бундестаг выбирают путем прямого голосования, другую — по партийным спискам. Если ни одна партия не набирает больше 50% голосов, они начинают договариваться о коалиции. Побеждает блок, собравший больше половины мест в парламенте. Затем на заседании Бундестага тайным голосованием избирается канцлер. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции — по предложению крупнейшей парламентской фракции). Для победы в первом туре кандидату надо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство).
На третьем месте с результатом в 14,8% оказался «Союз 90"/"зеленые». Это существенно больше, чем в 2017 году (8,9%), но партия рассчитывала на большее. Тем не менее, эксперты отмечают невероятный успех экоактивистов. Следом за ними — Свободная демократическая партия, СвДП (11,5%), ультраправая „Альтернатива для Германии“ (10,3%), партия „Левая“ (4,9%), остальные в общей сложности набрали 8,7%.
Немецкие СМИ называют три возможных варианта коалиции. Один из них — «большая коалиция» СДПГ и ХДС/ХСС. При таком раскладе канцлером станет Шольц, но обе партии пока исключают союз. В результате реалистичными остаются два тройственных блока: «светофор» (СДПГ, желтые либералы и «Зеленые») и «Ямайка» (ХДС/ХСС, либералы и «Зеленые»). Переговоры могут затянуться до Рождества.
«Меркель оставляет хаос дома и за рубежом»
«Черт возьми <…> Они стойкие», — отреагировал на победу СДПГ президент США Джо Байден. Американское издание Washington Post называет результаты выборов поистине историческими и обращает внимание на то, что немецкие выборы еще никогда не заканчивались с таким ровным результатом. Переговоры о коалиции будут долгими и мучительными, прогнозируют собеседники издания. Вполне возможно, что Меркель еще будет произносить новогоднюю речь, отмечают спикеры.
Обычно практичные немцы в этот раз мало учитывали экономические показатели, замечает Financial Times. Газета удивлена результатами, ведь теперь судьбу коалиции будут решать мелкие партии. Меркель оставляет «хаос дома и за рубежом», категоричен Telegraph. «Неудачи уходящего канцлера привели к разделению Германии, которая думает, что ее лучшие годы остались позади», — отмечает британская газета и подводит итоги правления: Европа и Германия стали «опасно зависимыми» от Китая, а миграционный кризис 2015 года был связан с «мягкосердечием» канцлера.
Россия пока воздерживается от оценок прошедших выборов. Москва будет работать с любым немецким правительством, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его словам, в Берлине должен «победить здравый смысл, поскольку немцы понимают, что с Россией им нужны хорошие отношения, в том числе экономические».
В МИД Китая указали, что страна готова продвигать прагматическое сотрудничество с Германией, а Италия не скрывает радость от результатов. «Все идет к убедительной победе политических сил, разделяющих европейскую линию. Это отличный сигнал. Получается, что сторонники суверенитета вновь потерпели поражение», — сказал министр иностранных дел Луиджи Ди Майо.
«Сомневаюсь, что «зеленые» смогут под покровом ночи перекрыть вентили «Северного потока — 2»
Главный вопрос по итогам выборов в Германии — кто с кем заключит союз, говорят эксперты «БИЗНЕС Online». «Было ожидаемо, что разрыв между партиями будет минимальный, — заметила в разговоре с корреспондентом нашего издания ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Европы Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова. — Правительство формирует тот, у кого больше всего голосов, но это не прописанное правило. Конечно, социал-демократы выиграли выборы, на них главная ответственность за формирование правительства. Немцы устали от больших коалиций, поэтому СДПГ и ХДС/ХСС будут соревноваться в переговорах, они будут долгими и сложными. Их итог зависит от малый партий и «зеленых».
По мнению Тимошенковой, в Бундестаге СДПГ и ХДС/ХСС попытаются заключить союз с одними и теми же партиями — «зелеными» и СвДП. Вопрос в том, у кого это получится. «Если СДПГ провалятся, ХДС/ХСС будет пытаться создать альянс с „зелеными“ и СвДП, — добавила она. — Надежда социал-демократов ограничиться союзом с „зелеными“ и с „левыми“ оказалась несостоятельной — они набирают 4,9%, то есть 5% барьер не проходят. С другой стороны, либералы будут долго думать, с кем им заключать союз — они давали предвыборные обещания в пользу ХДС/ХСС. Процесс переговоров будет очень длительным».
Первая реакция Европы на итоги выборов в Германии — обида, заметила Тимошенкова. «Европа обижена, что, что ее проблематика и интеграция в Европу не была в центре фокуса внимания немцев, — объяснила собеседница издания. — Они ожидали от Германии как от лидера Евросоюза стабильного дееспособного правительства».
Фаворитом на пост нового канцлера Тимошенкова считает Шольца. «Но для России важно не столько кто будет канцлером, — добавила она. — Если мы оцениваем публичные выступления Шольца и Лашета, то они оба благосклонны к России, разумны, выступают за конструктивный разговор, за усиление отношений в том числе в сфере энергетики». Но дьявол кроется в деталях, предупреждает эксперт. «Зеленые» как участники коалиции будут участвовать в формировании правительства и, скорее всего, получат право назначить министра иностранных дел, — полагает Тимошенкова. — «Зеленые» — единственная партия, которая требовала остановить «Северный поток — 2». Они не смогут его остановить, но нервы нам помотают. У Анналены Бербок (депутат Бундестага, кандидат в канцлеры от партии «Союз 90/Зеленые» — прим. ред.) нет опыта работы в правительстве, ей надо будет зарабатывать авторитет на международной арене, она ориентируется на США и они ее поддерживают, поэтому она будет набирать очки за счет критики. Для многих министров иностранных дел характерна жесткая критическая позиция в отношении России, а потом они, почувствовав свою силу и набрав авторитет, становятся более конструктивными. Поэтому вначале я жду усиления критической риторики со стороны коалиционных партнеров».
«Чуда не произошло — ХДС/ХСС на последнем рывке не смог обогнать социал-демократов, — констатирует ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. — Позиции ХДС ухудшались, наверное, на протяжении последних лет десяти, по ряду причин. Одна из последних, приведших к такому плачевному результату — стратегическая ошибка в выборе фронтмена. Армин Лашет не тянул на кандидатуру канцлера: неудачно смеющийся на камеру, неудачно свернувший бюллетень на избирательном участке… В принципе, Лашет сделал все, чтобы блок ХДС/ХСС окончательно провалился. Кроме того, он слишком сильно копировал „бабушку“ Меркель. Что касается остальных кандидатов, то в предвыборной борьбе Шольц выглядел более живо, нежели госпожа Бербок. Это королева ток-шоу, она обожает выступать по телевидению, пытается себя позиционировать как очень умного человека. Но, тем не менее, Олаф Шольц, как непреклонный, достаточно флегматичный, но упорный политик, бывший министр финансов в кабинете Меркель, оказался более близок избирателям, нежели Бербок с ее зеленой повесткой». Кроме недостатков самого Лашета важно, что ХДС растерял свою политическую идентичность, считает собеседник издания.
