Илья Альтман: «Сохранение памяти невозможно без молодых историков…»
![Илья Альтман: «Сохранение памяти невозможно без молодых историков…»](/datas/images/news/uploaded/346056237.jpg)
24 апреля 2022 года, Международная конференция - Геноцид память и предупреждение. Выступает Илья Альтман.
Ежегодно, 24 апреля, в мире отмечается День памяти жертв геноцида армян («Великого Злодеяния»), в память о жертвах первого в XX веке истребления людей по национальному признаку, которое было осуществлено в Османской империи.
О Дне памяти жертв геноцида армян, о том, что общего у армянской трагедии и Холокоста, где сегодня можно профессионально изучать эти темы и в каких сферах применять свои знания, мы поговорили с профессором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), директором Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов, сопредседателем Научно-просветительного Центра «Холокост» Ильей Альтманом. Его имя и научная деятельность — хорошо известны не только в России, но и в Армении. Учёный считает, что в российском образовании имеется настоящий дефицит специалистов по геноциду христианских народов в годы Первой мировой войны.
Фото из открытых источников сети Интернета
***
- Илья Александрович, Вы уже 35 лет занимаетесь темой Холокоста. Однако, в названии вашего Центра и магистерской программы РГГУ, присутствует также история геноцидов. Значит ли это, что в изучении Холокоста уже не осталось «белых пятен»?
- В 2015 году в нашем университете проходила очередная международная конференция «Уроки Холокоста и современная Россия», где впервые прозвучала проблема признания и отрицания геноцида армян. В данном мероприятии участвовали ученые из разных стран мира, в том числе — из Армении и Турции. Согласитесь — редкий случай, когда на одной площадке дискутировали бы учёные, со столь разными точками зрения. Эта дискуссия вызвала большой интерес участников конференции, позволила услышать аргументы сторон и понять, что огромный потенциал российских архивов по теме, задействован далеко не в полной мере. Всё это явилось для нас мощным стимулом по созданию учебной программы, которая впоследствии получила отражение в названии нашего центра в РГГУ, созданного при поддержке Российского еврейского конгресса: «Политика памяти: история Холокоста и геноцидов». Тем более, другие геноциды ХХ века — не достаточно изучены в нашей стране и практически не преподаются в высших учебных заведениях. Отсюда – и весьма вольная трактовка этого термина политиками и учеными.
- Что конкретно РГГУ предлагает бакалаврам с высшим гуманитарным образованием по этим темам?
- Мы предлагаем обладателям диплома бакалавра по гуманитарным дисциплинам пройти у нас дальнейшее обучение по уникальной магистерской программе «Политика памяти: история Холокоста и геноцидов». Это — первая и единственная в России, да и на постсоветском пространстве университетская программа по комплексному изучению проблематики политики и культуры памяти о разных геноцидах. Она носит междисциплинарный характер, с акцентом на геноциды христианских народов в годы Первой и евреев Европы — в период Второй мировых войн, и изучает, в том числе, истоки и универсальность этой проблемы. Лекционные и семинарские занятия проводятся в контексте истории Великой Отечественной войны, оккупационного режима на территории СССР.
- В какой форме ведется обучение молодых людей в МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ?
- Прежде, наши занятия проводились на факультете международных отношений в очно-заочной форме, а бюджетные места не предусматривались. С будущего учебного года обучение будет вестись на Историческом факультете в течение двух лет, в очной форме. При этом предусмотрено пять бюджетных мест. Надеемся и на гранты от спонсоров.
Изучение проблематики культуры и политики памяти — одно из наиболее востребованных направлений в современной науке. Особое внимание на занятиях будет уделено проблеме отрицания геноцидов и политике памяти о них, в контексте международных отношений, что позволит молодому учёному реализовать свои навыки, применительно к интенсивно развивающемуся научному направлению.
- В каких сферах, в будущем, выпускники смогут найти применение своих профессиональных умений и навыков?
- Все выпускники РГГУ — невероятно конкурентоспособны и имеют огромные возможности для дальнейшего развития и трудоустройства. Как показывает практика, они строят успешную карьеру в органах государственной службы, некоммерческих и коммерческих организациях, связанных с культурной политикой, в научных учреждениях, архивах, музеях, высших учебных заведениях, СМИ, одним словом — в самых разных областях.
- Здорово…
- Многие граждане нашей страны плохо знают историю Первой мировой войны, в силу ее отдаленности, а бывает — и вовсе не осведомлены о геноциде армянского, греческого народов, о трагедии ассирийцев. Подобная проблема в России пока не получила должного внимания, в отличие от Холокоста, происходившего уже в период Великой Отечественной войны, то есть — гораздо ближе к дню сегодняшнему. Но именно опираясь на знания о Холокосте, методы сохранения памяти о нем, можно привнести немало полезного и в деятельность общественных организаций.
Слева направо - Владимир Павинский, Илья Альтман, Юрий Навоян, Самвел Караханян
- В чем главная особенность Вашей магистерской программы, чем она отличается по содержанию от курса истории среднего российского вуза?
- Как уже сказал ранее, у нас — единственная в России магистерская программа, аналогов которой нет пока нигде, она предлагает рассмотреть понятие «геноцид» и конкретную историю преступлений геноцида — в сравнительном плане.
Курсы читают известные российские и зарубежные педагоги и ученые. Мы используем опыт нашего сотрудничества с коллегами из Армении, Европы, США, Израиля. Студенты получают возможность участия в нашей ежегодной конференции и Международном конкурсе работ «Холокост: память и предупреждение». Всё это — несомненные плюсы для молодых людей, выбравших данную программу.
- Когда и при каких обстоятельствах Вы начали разрабатывать методику преподавания темы Геноцида армян? Наверное, в кооперации с учёными из Армении?
- Конечно. У нас сложились давние и добрые отношения с нашими армянскими коллегами. В 2014-м году мы посетили музей Геноцида. Наши партнеры издали на армянском языке к нашему приезду первое пособие для российских школ, под названием — «История Холокоста», в подготовке которого принимали участие известный методист Давид Полторак и моя коллега, сопредседатель Центра «Холокост», Алла Гербер.
Это учебное пособие ранее было переведено на немецкий, при непосредственной поддержке знаменитого «охотника за нацистами» Симона Визенталя. Для нас — очень важно и трогательно, что в Армении, которая сама понесла огромные жертвы во время Геноцида, уделили безусловное внимание и еврейской трагедии.
- Согласна, это очень важно…
- Следующим этапом — стала программа курсов повышения квалификации, в том числе – не только для профессиональных историков, по теме «Архивы Холокоста и геноцидов». Их окончило несколько представителей армянской диаспоры в Москве, одна из которых, Армине Антонян, стала сотрудником нашего Центра. Вместе, мы сумели разработать весьма содержательный курс по истории Геноцида армян, прибегая к еще не до конца изученным архивным документам.
- МНОЦ истории Холокоста и геноцидов при РГГУ выпустил специальное учебное пособие «История Холокоста и геноцидов. ХХ век». Как на его страницах отражена армянская трагедия?
- Готовя это учебное пособие, мы активно взаимодействовали с нашими армянскими коллегами. Основную главу, о Геноциде своего народа, написала для нас сотрудник Института истории Армении – Арменуи Гамбарян. Так, совместными усилиями, мы опубликовали масштабный раздел, посвященный восприятию в мире Геноцида и Холокоста.
Наше пособие — не теряет важности, актуальности и поныне, вызывая неизменный интерес у самой разной аудитории. На его страницах также можно найти любопытную главу об отражении армянского геноцида в советской и российской литературе, поэзии, творчестве известных деятелей культуры и искусства.
- На магистерской программе РГГУ «Политика памяти: история Холокоста и геноцидов» прошел первый выпуск. Идёт обучение еще на двух курсах. Много ли армянских студентов заинтересовалось темой Геноцида своего народа?
- Это для меня — больной вопрос. К сожалению, в нашей магистратуре, за все три года ее деятельности, пока вообще нет и не было армянских студентов. Удивительно, что актуальнейшие вопросы истории, признания или не признания геноцида оказались вне научного интереса армянской молодежи! В то время, как сохранение памяти невозможно без молодых историков. При этом, мы не раз приглашали их к сотрудничеству через общественные организации и СМИ, просили об этом наших коллег в Армении. По –моему, это — весьма тревожный симптом для всех, кто реально заботится о сохранении памяти о трагедии своего народа.
- Для меня это тоже — абсолютная загадка…
- При этом, в самой Армении, в армянских организациях по всему миру существует огромный, неподдельный интерес к событиям Геноцида, к современным проблемам его признания или непризнания. Во многих армянских семьях, как и в еврейских, помнят о случившемся, скорбят о погибших, глубоко, личностно и тяжело воспринимают эту трагедию, что нас роднит и объединяет.
Тем не менее, проблематикой геноцидов сейчас занимаются чаще всего историки не армянского происхождения. Мне бы очень хотелось исправить эту печальную ситуацию. Надеюсь, данная публикация окажет нам столь необходимое информационное содействие в этом вопросе.
- Мы с Вами беседуем накануне очередного Дня памяти жертв Геноцида. Почему важно отмечать в России эту дату не только в армянских организациях и общинах?
- Прежде всего, хотел бы выразить свои слова самого искреннего сочувствия всем близким и родным погибших, всей армянской общине России. И кажется своевременным, накануне этой даты, затронуть важный лингвистический вопрос. Известно, что в Армении пишут термин «Геноцид» - с большой буквы, выделяя его из других геноцидов, вкладывая в это страшное слово частичку своей личной боли, души, исторической памяти.
В 2021-м году, выступая на международной конференции «Защитим будущее», я поднял вопрос о том, чтобы и в российских газетах, журналах, электронных изданиях, в новых книгах и учебниках, писать слово «Холокост» — исключительно с заглавной буквы. Центр «Холокост» поступал таким образом еще с самых первых дней своего существования. Благодаря инициативе Российского еврейского конгресса, профильный институт Российской академии наук недавно признал, что термин «Холокост» — несомненно заслуживает почётной заглавной буквы.
- Илья Александрович, недавно, моя дочка смотрела экранизацию сериала по известной книге «Манюня», писательницы Наринэ Абгарян, когда с экрана вдруг прозвучала фраза: «Еженедельная уборка предполагала ритуальный утренний геноцид мух...» Признаюсь, я была в ужасе, ведь автор книги Наринэ Абгарян не могла не знать, что это тяжёлое слово означает на ее родине...
- Об этом лучше спросить у самого автора. Но согласен, что события геноцида сегодня действительно ищут очень во многих явлениях прошлого и настоящего, в самых обыденных вещах и событиях. Тем временем, изучение этого страшного явления требует хорошей исторической базы исследователя, его умения работать с архивами, понимания термина «геноцид», знакомства с научными работами российских и зарубежных авторов. Наша магистратура существует как раз для подготовки таких вот уникальных специалистов. Ждем талантливых молодых людей, заинтересованных в самостоятельном научном исследовании в области культуры и политики памяти о геноцидах.
Готовы помочь им с выбором индивидуальных тем будущих магистерских и кандидатских работ, всячески поддерживать их в учебном процессе, вместе открывая новые неизвестные факты, события, имена тех далеких лет. Разумеется, всеми своими исследованиями и открытиями, щедро поделимся с российской, армянской и международной прессой. Вступительные экзамены состоятся в августе 2023-го года.
- Слышала про многочисленных отрицателей Холокоста, а есть ли сегодня страны, не признающие геноцид армян? Вроде, это — Турция?
- Вопросы признания или непризнания того или иного исторического явления, в наши дни часто носят политизированный характер и связаны с взаимоотношениями определенных стран и народов. Тут историкам действительно сложно отказаться от заведомых предубеждений в оценке того или иного исторического явления. Для разрешения этой ситуации, считаю необходимым проводить на эту тему конференции, круглые столы, дискутировать, обсуждать этот вопрос, слушая своих оппонентов, принимая во внимание их аргументы. Также следует исследовать новые, недавно открывшиеся архивные документы.
- Это точно…
- Само понятие «геноцид» закреплено в конвенции геноцида от 1948-го года. Турция подписала это соглашение и признает трагедию армян, сыграв также немалую роль и в спасении жертв Холокоста. Кстати, я подготовил научную статью об оказании помощи евреям, бежавшим от войны из СССР в Палестину, через территорию Турции.
Рад, что наш МНОЦ истории Холокоста и геноцидов при РГГУ — отнюдь не политизированное, а научное сообщество, у нас есть место для дискуссии и самых разных точек зрения.
- Сообщите, пожалуйста, нашим читателям Ваши планы на ближайшее время по развитию и популяризации магистратуры.
- У нас — масса идей и планов по дальнейшему развитию и совершенствованию нашего проекта, просто на данный момент, в силу определенных обстоятельств, пока не могу озвучить все из них для широкой публики.
Скажу только, что мы уже связались с Греческим культурным центром в Москве, и я глубоко признателен нашей коллеге, Г-же Теодоре Янници, руководителю ГКЦ, за содействие и поддержку. Впереди — большая совместная работа, касающаяся малоизученного в России вопроса геноцида понтийских греков.
Автор Яна Любарская
Выступает Виктор Надеин-Раевский.
Выступает Илья Альтман.
Справа налево - Илья Альтман, г-н Вардан Тоганян, отец Геворг Варданян, Ваграм Карапетян (Посол Армении) в Международном научно-образовательном центре истории Холокоста и геноцидов РГГУ
11-е заседание лектория - Круглый стол Геноцид армян. Уроки истории и современный мир
Илья Альтман открывает заседание.
Студенты РГГУ посетили Центр Холокост в Москве.
Незабудка — эмблема 100-летней годовщины со дня начала Геноцида армян