Будет как сто лет назад: Запад купит российское зерно через посредников
Уход американских трейдеров не приведет к проблемам с российским экспортом зерновых. Запад не сможет прекратить сотрудничество с агропромышленным комплексом РФ, а Москва обладает по этим товарам пространством для манера, отметили в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов и профессор Василий Узун.
Американские компании уходят из России
«Ситуация с уходом американских зерновых трейдеров не повлияет на российский экспорт. Зерно здесь повторит нефтяной сценарий – там отказ западных игроков от работы с РФ из-за риска вторичных санкций не уменьшил поставки за рубеж», - заключает Адамидов.
Агентство Bloomberg в выходные сообщило, что примеру компании Cargill, которая объявила о прекращении торговли российским зерном со следующего сельскохозяйственного сезона, последуют два других американских гиганта Viterra и Archer Daniels Midland.
Vittera раньше называлась Glencore Agriculture и представлена в РФ дочерней структурой «Витерра Рус», которая в 2020-2021 года занимала четвертое место в рейтинге российских экспортеров с годовой выручкой в 69,9 млрд рублей.
Archer Daniels Midland вошла в Россию недавно в 2018 года, купив 50% акций компании «Астон продукты питания и пищевые ингридиенты» и взяв под контроль заводы в Рязанской и Владимирской областях.
Все три компании входят в большую пятерку США, которая контролирует мировой рынок зерна. Кроме них это Louis Dreyfus, заявившая, что с 1 июля 2023 года также последует заданному Cargill пути, и Bunge. Вторичные санкции вынуждают эти компании отказываться от прямой работы с Москвой, но большое значение российского зерна все равно вынудит американцев сохранить сотрудничество через посредников.
«Поменяются схемы поставок, а демарш трейдеров создаст проблемы для них самих. Введенные против РФ ограничения угрожают не только российским компаниям, но и их западным контрагентам», - резюмирует Адамидов.
Экспорт не пострадает
«Спрос на российское зерно сохранится, причем список покупателей не изменится. Рынок перестроится, и если политический вектор останется прежним, то Россия перестанет напрямую работать с западными контрагентами и сохранит с ними взаимодействие через посредников», - заключает Адамидов.
Существует позитивный опыт двадцатых годов, когда Запад не признавал большевиков.
«Возможна ситуация столетней давности, когда возник Арманд Хаммер, организовавший экономическое сотрудничество между США и СССР в то время, когда с Советской Россией по политическим причинам никто торговать не хотел», - констатирует Адамидов.
Благодаря Хаммеру российское зерно и другие сырьевые поставки вернулись на мировой рынок, а страна в ответ получила технологии для индустриализации.
«Сегодня в роли Хаммера могут выступить китайские или индийские компании», - резюмирует Адамидов.
Россия компенсирует уход Cargill и других игроков из США
Рынок испытал небольшой шок после отказа крупнейшего зернового трейдера Cargill от дальнейшей работы с российским зерном, но профессор, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственный политики РАНХиГС Василий Узун в беседе с ФБА «Экономика сегодня» посоветовал не переживать.
«Cargill и другие зерновые трейдеры могут быть заменены в России без особых сложностей. Сейчас у этой компании небольшие объемы, хотя когда-то Cargill была крупнейшим игроком на российском рынке», - заключает Узун.
Западные компании пришли на российский рынок зерна после распада СССР и помогли Москве в девяностые-нулевые годы наладить экспорт.
«Cargill является надежной транснациональной компанией с большим авторитетом. В девяностые годы отечественным компаниям было очень сложно проводить такие сделки, они тогда только появились, были неизвестны и не обладали авторитетом в мире, из-за чего заход Cargill в Россию был очень важным событиям», - резюмирует Узун.
Сегодня позиции Cargill в России находятся на небольшом уровне в районе 1-2 млн тонн экспорта зерна в год, что немного для отечественных объемов.
«Доля других компаний в России значительно больше, поэтому они могут легко взять на себя экспортные объемы Cargill», - констатирует Узун.
Российское зерно обязательно найдет себе покупателей на мировом рынке, его значение для глобальной продовольственной безопасности настолько велико, что Запад побоялся вводить санкции против этого направления российского экспорта.