Новосибирск самый-самый, или Комплексы третьего города
Столица высокого полета
Каждому городу нужны свои достижения. Что-нибудь исключительное, чем можно гордиться и ставить в пример другим. История рекордов Новосибирска берет начало в конце XIX века — когда он еще был поселком строителей железнодорожного моста через Обь, входящего в состав Транссибирской магистрали — самой длинной в мире железной дороги. Хоть и косвенный, но все-таки успех. А свой первый персональный рекорд Новосибирск поставил в 1962 году, когда обрел миллионного жителя меньше чем за 70 лет, став самым быстрорастущим городом-миллионником. Возможно, именно это предопределило судьбу мегаполиса, стремящегося быть во всем самым-самым. Настолько, что с годами это стало доходить до абсурда.
Если поискать интересные для туристов места в Новосибирске, интернет услужливо подскажет посетить десятку самых. Якобы самую длинную прямую улицу, хотя Красный проспект таковой не является, и «центр России» на месте часовни Николая Чудотворца (и это тоже миф). А еще «самый большой аквапарк в Сибири», «самое высокое колесо обозрения за Уралом», «самый большой театр в России» (по вместимости зала даже больше Большого). СИЗО в Новосибирске, и то самое крупное по нашу сторону уральских гор. И метромост над Обью — самый длинный в мире. А визитной карточкой является упоминанием главных регалий Новосибирска — третьего города России (по численности населения) и столицы Сибири.
Все эти титулы и статусы смакуются из года в год, дополняясь новыми, подчас совсем нелепыми. Амбиций уже в прямом смысле выше крыши — не так давно минстрой региона анонсировал строительство первого в Новосибирске небоскреба. Он будет состоять из 60 этажей. Не Москва-Сити или Лахта-Центр, конечно, но по сибирским меркам будет точно будет самый-самый. Среди таких же неуклюжих гигантов.
С дворцовым размахом
Ледовый дворец спорта на левом берегу Новосибирска, который строили к МЧМ-2023, был объявлен самым крупным спортивным объектом в Сибири. Его площадь составила 71,2 тысячи квадратных метров, вместимость — порядка 10,5 тысячи зрителей. При этом новая омская арена G-Drive, с которой сравнивают новосибирский ЛДС, при площади в 64 тысяч квадратов способна вместить 12 тысяч зрителей. И хотя строить ее начали на полгода позже, G-Drive уже давно запущена, а вот на самом-самом новом ЛДС в Новосибирске лед пока так и остается нетронутым.
Но новый ЛДС — это не только само здание для матчей, а целая инфраструктура, включающая специально построенные дороги, парк и станцию метро «Спортивная». Опустим, что возведение дорог привело к двум уголовным делам, перспективы запуска станции все еще очень туманны, а весь процесс реализации проекта ЛДС сопровождался скандалами — от срыва сроков до многомиллионных штрафов. Главное, что комплекс выдался самым большим в Сибири. Только жаль, что на огромном фасаде не хватило места для экрана соответствующих размеров. Влез отчего-то только маленький.
Еще один объект-рекордсмен — стела «Новосибирск — город трудовой доблести», установленная на площади Калинина. Как с гордостью повторяли перед открытием, она оказалась самой высокой среди аналогичных памятных знаков — целых 35 метров с учетом основания. А также одной из самых дорогих, а может, и самой, но об этом публично уже не говорили. Для сравнения, на 32-метровую стелу в Барнауле потратили 83,3 млн, а на 31-метровую в Иркутске — порядка 90 млн. Стоимостью новосибирской стелы — 149 млн рублей.
Но если цифры вдруг кого-то не убедили, вот железный аргумент от вице-мэра Анны Терешковой: стела в Новосибирске самая лучшая, и точка! Как будто бы патриотизм измеряется высотой стелы и количеством потраченных на нее средств.
Четыре рекорда за три месяца
В минувшем декабре на Михайловской набережной был впервые залит каток. И, какая неожиданность, он тоже стал самым-самым. Мэрия назвала каток длиною в 1300 метров самым длинным не только в России, но и во всем мире. Утверждение весьма сомнительное — «Гугл», например, посоветует искать самый длинный каток в Канаде, но мэр Анатолий Локоть сообщал, что рекорд был зарегистрирован официально.
Вслед за этим достижением подоспело еще более необычное: при поддержке мэрии в Новосибирске приготовили самый большой в мире (по утверждению самой мэрии) салат оливье весом 4 154 кг. Каждый желающий мог взять себе порцию, а затем оставшуюся часть салата отдали нуждающимся. Рекорд оказался весьма сомнительным. Но об этом чуть позже.
На новогодних каникулах в Новосибирске состоялся Фестиваль снежных баб, и он тоже выдался рекордным. Участники фестиваля возвели 130 снежных баб, что было объявлено самой большой экспозицией снежных баб в мире.
В феврале власти города похвастали еще одним рекордом — он был установлен в рамках фестиваля «Город эскимосов-2023», прошедшем на Новосибирском водохранилище. Сообщалось, что за шесть часов участниками мероприятия было построено «самое большое количество иглу» — 186 штук.
Отметим, что все четыре рекорда (каток, салат, баб и городок) зафиксировала одна и та же организация по инициативе при участии мэрии. На фото со страницы Анны Терешковой «ВКонтакте» видно, что бабам, например, выдали аж два сертификата: на английском языке от International agency of records registration под названием InterRecord и на русском от — Реестра рекордов России. Не книга Гиннесса, конечно, и не Книга рекордов России, но тоже достойно уважения. Или же…?
На самом деле якобы заморское Agency и Реестр рекордов России учреждены одним и тем же ИП Копылов. Причем его создатель не скрывает, что бесплатно, как и Книга рекордов Гиннесса, регистрирует только социально значимые рекорды. По данным на 2019 год расценки были такие: для частных лиц средняя стоимость регистрации рекорда составляла 7-11 тысяч рублей, для компаний — в районе 30-100 тысяч рублей (в зависимости от выбранного пакета дополнительных услуг). Также Копылов добавлял, что «рекорд, устанавливаемый в рамках какого-либо мероприятия, — это в первую очередь пиар», который активно используется. И привел в качестве примера регистрацию рекорда самого большого салата «Сельдь под шубой», которым пропиарилась администрация Москвы — ничего не напоминает? И он породил целую серию однотипных рекордов в других городах.
«А возвращаясь к «Селедке», я бы хотел сказать, что в целом мода на кулинарные рекорды пошла от ресторанов. Как продвинуть свое заведение и сделать так, чтобы о нем написали СМИ, не тратя при этом много денег? Очевидно — поставить рекорд. Затем эту историю подхватили администрации городов, начавшие устанавливать рекорды на различных праздниках — на Дне города готовили и самую большую окрошку, и самый длинный шашлык, и многое-многое другое», — говорил Копылов.
Городская легенда
Видимо, в Новосибирске тоже решили перенять столичный опыт. Но не покидает ощущение, что перестарались здесь уже с самыми-самими. Ведь построить метромост и называть его потом самым протяженным — это одно, а регистрировать, причем судя по всему не бесплатно, якобы рекордную длину катка и вес салата — совсем другое. Тут попахивает некой манией, комплексами и прочими психологическими проблемами, за решением которых принято обращаться к специалисту соответствующего профиля. Что мы и сделали.
Как объясняет психотерапевт Игорь Лях, суть проблемы кроется именно в статусе столицы Сибири, который Новосибирск носит уже не один десяток лет. Но его столичность, по словам эксперта, по большей части заключается в географическом положении, а одного этого недостаточно.
«Столицей Сибири Новосибирск в основном становится за счет своего географического положения: до него действительно легче всего добраться, недаром наши предки построили здесь город — он во многих отношениях очень удобен в плане логистики. Однако чтобы зваться столицей, нужно еще нечто смысловое, культурное, специфическое. Во многом Новосибирск на самом деле этому соответствует: мы можем смело сказать, что мы столица музыкальной жизни Сибири, во многих научных областях — столица научной жизни, и много чего еще хорошего, что помещает Новосибирск в этот исключительный ранг. Но для части людей столичность действительно автоматически подразумевает гигантизм. Тут мы ничуть не лучше, чем представители восточных цивилизаций, которым нужно построить самый высокий небоскреб, самую великую стену. Отчасти тяга к самому-самому продиктована скрытой претензией большого количества людей к своему исключительному положению. Нам всем новосибирцам хотелось бы, чтобы Новосибирск стал самым чистым городом Сибири и именно этим качеством заслужил свое столичное положение. Но, к сожалению, это, видимо, сложнее, чем построить самую высокую стелу. По каким-то неизвестным нам причинам», — объясняет Игорь Лях.
Груз столичности заставляет стремиться к постоянным рекордам — как доказательству того, что столь высокий статус является заслуженным. Тем более, что есть города, претендующие на это звание с не меньшим пылом.
«Сам миф — его можно назвать управляющим, организующим, космогоническим — требует наличие чего-то особенного, исключительного, грандиозного. Это, по сути, городская легенда. Потому что Томск не согласится, что Новосибирск — столица науки, как и Кемерово — например, что мы столица торговли. Но это желание претендовать и получать соответствующее подтверждение как раз реализуется в такого рода проектах. И, к сожалению, в такого рода проектах их проще реализовать, чем реально улучшить жизнь горожан. В силу сложившейся системы, но эти причины уже вне сферы моей профессиональной деятельности», — заключает эксперт.
Да и мало Новосибирску одного тяжкого бремени — не первый год ему прочат статус столицы России. И хотя эта инициатива скорее несбыточная, неутихающие споры о столичности провоцируют все новые потуги на рекорды.
Ольга Тарабанова
Сообщение Новосибирск самый-самый, или Комплексы третьего города появились сначала на НДН.Инфо.