Мой генерал
№29 (6133) от 21 апреля 2023
Александр Галкин из Кораблинского района был тридцатым комендантом Санкт-Петербурга
В России не так уж и много должностей, вступление в которые требует президентского указа. Одна из них – военный комендант Санкт-Петербурга. Существует она уже более двух веков. Первым был всесильный граф Алексей Аракчеев, после которого в кресле в особняке на Садовой сиживали еще 28 генералов и полковников. Тридцатым комендантом в 1997 году был назначен наш земляк, мой друг, уроженец деревни Бобровинки генерал-майор Александр Галкин.
Он уехал в ленинград
Шурх-шурх – это мы с Саньком на лыжах. Путь неблизкий – от Кораблина до Божьих вод. Но надо, потому что у моего друга Сашки Галкина умер там дядя. А на дворе зима. Шестидесятые годы. Медвежий угол. Не на чем доехать. Это уж потом сюда дорога пролегла.
А еще мне вспоминаются наши тренировки. А еще как он учился. Но уже не в школе, а в училище. Мой отец там преподавал и еще замдиректора по культмассовой работе был. И магнитофоны у него в кладовке стояли. Огромные такие магнитофоны, катушечные. И давал отец, Василий Павлович Харин, Сашке магнитофон домой. Нес он его как самую большую драгоценность, и слушали мы Высоцкого, а еще «Хмуриться не надо, Лада…» и совсем не задумывались над тем, какой будет завтрашняя жизнь.
Перед встречей с Александром Галкиным, с которым мы не виделись лет 35, я перелистывал военные дневники моего отца. И опять вместе с ним довелось мне пережить и испытать то, что, наверное, не довелось никому из ныне живущих. Я был на той войне. Я оказался 21 августа 1941 года в Ленинграде (именно с этого дня начинаются записи) вместе с отцом и пробыл там до декабря 1942-го, когда записи оборвались…
Ну да ладно, вернемся в сегодняшние дни. Училище.
Владимир Фишман, преподаватель физвоспитания, не успел я раздеться, доверительно шепнул:
– Санек-то совсем не изменился. Такой же шебутной…
А в это время Александр Галкин, бывший выпускник нашего кораблинского училища, генерал-майор, а также военный комендант Санкт-Петербурга, не уставал восхищаться. И прежде всего Кораблином, где он, уроженец соседней деревушки, провел молодые годы. Он бродил по тихим заснеженным улочкам города и вспоминал своих преподавателей. И в первую очередь, Александра Яковлевича Ледовских, который усиленно тренировал его, и Александр побеждал не только на районных, но и областных соревнованиях по легкой атлетике. Страстью у Сашки были лыжи. И про это мы вспомнили, когда встретились с ним. Он приехал в Кораблино, бросив все свои командировочные дела в Москве, буквально на день. Прежде всего, конечно, на юбилей училища. А заодно, чтобы с друзьями повидаться.
– Сашок, а все-таки как стать генералом? – спрашиваю его со всей серьезностью.
Он со всей серьезностью отвечает:
– А тебе тоже вместе со мной в военное училище райвоенкомат предлагал пойти. Что, испугался? – и он улыбнулся. – Так вот, когда закончил его, тут и началась служба, гарнизоны – от севера до юга, от запада до востока. Потом академия… Спорт мне очень в жизни помог. Так что советую всем, кто хочет свою судьбу с армией связать, про спорт не забывать.
Товарищ король
– Ты ведь с детства мечтал о карьере военного?
– Нет! Учился я в кораблинской средней школе № 1, затем в ГПТУ-14… Однажды к нам заехал курсант военного училища. Мне так понравились его молодцеватый вид и красивая форма, что сразу решил: хочу быть таким же. Пришлось даже отказаться от спортивной стези. И в 1966 году я поступил в Ленинградское общевойсковое командное училище.
– В круг твоих обязанностей как коменданта входят ведь и протокольные мероприятия?..
– Месяца не проходит, чтобы Петербург не посетили высокопоставленные гости. Мы принимали английскую королеву и премьер-министра Канады, канцлера Гельмута Коля и нидерландского принца, отпрысков царской семьи и министров обороны Финляндии, Китая, Вьетнама. По долгу службы знакомлюсь со сценарием встречи: каждый ритуал предусмотрен протоколом. Ведь в одном случае гости возлагают цветы, а в другом – венки. Одни это делают сами, а другие поручают нашим венконосцам (так называются солдаты срочной службы из роты почетного караула). Цветы доставляются из Смольного, а венок из живых цветов достигает порой в весе 5 килограммов…
– А бывали «проколы» при протоколе?
– Да, случались. В том числе и со мной. Однажды, представляясь, я назвал высокого гостя «товарищ король». Переводчик меня поправил. А вот в Пулково, когда в город доставили останки царской семьи, один из майоров, несший гроб, чуть было не упал – так волновался…
– Кто служит в роте почетного караула? Ведь это своего рода визитная карточка всего города.
– Этих бравых парней жители Питера видят постоянно. Командует ими майор Юрий Апанцов. Здесь служат ребята ростом не ниже 180 сантиметров, красивые, умеющие и выражением лица, и строевым шагом показать мощь Вооруженных сил России. Но за этой красотой стоит изнурительный труд… Ведь им ежедневно приходится повторять шагистику, отрабатывать приемы отдания воинской чести, возложения венков и цветов и быть наготове в любую минуту.
– Без надежного семейного тыла трудно достичь служебных высот?
– С супругой Валентиной мы познакомились в Петродворцовом парке. Я курсант, она будущий врач. Первым местом нашей службы стала Казань. Жили в казармах, расположенных в местном кремле. И первым крупным приобретением стало обыкновенное корыто – кровать для первой нашей дочери (кроватки были в большом дефиците). Более 30 лет службы Валентина за мной – как нитка за иголкой.
Беседовали мы с ним, уединившись в одном из классов его родного ГПТУ-14. И был там, конечно, чай… и не только. Были и долгие разговоры «за жизнь». И главный вопрос: как стать генерал-майором? Александр все больше отшучивался и говорил примерно так:
– Любите жизнь, поступайте, как должно, и будет так, как надобно…
***
Бежали потом дни, годы. Александр приглашал меня в Санкт-Петербург. Я отмахивался: времени, мол, еще много впереди, успеется! Не успел. От его дочери Ольги пришло мне сообщение: «Увидела, что Вы звонили. К сожалению, плохие новости. Папа умер 9 декабря 2020 года от ковида». А я до сих пор не верю…
Юрий Харин, Кораблинский район
Фото автора и из архива