Добыча лития из пластовых рассолов может дать российским нефтегазовым компаниям дополнительно 13 млрд долл. США/год дохода
Прогноз компании Выгон Консалтинг 25 апреля 2023 г. публикует Ъ.
Для выхода на этот уровня дохода, российским нефтегазовым компаниям нужно будет добывать и продавать по 397 тыс. т/год LCE (Lithium carbonate equivalent - эквивалент карбоната лития).
Это позволит покрыть 10% прогнозируемого мирового спроса на литий.
Причем нефтегазовые компании, по оптимистичным прогнозам, уже к 2030 г. могут добывать 56 тыс. т/год LCE, а к 2035 г. - по 206 тыс. т/год.
Себестоимость добычи лития из подземных вод может оказаться сопоставимой с рудными проектами, а на готовой нефтегазовой инфраструктуре показатель может быть даже ниже из-за сокращения CAPEX.
При добыче лития и сопутствующих минералов (бром, йод, магний) из рассолов уже пробуренной скважины себестоимость составит 4-5 тыс. долл. США/т LCE, что сопоставимо с показателями на похожих проектах в Аргентине, Боливии и США.
Мировые цены на литий в разы выше: сейчас стоимость LCE составляет 60 тыс. долл. США/т, к 2040 г. показатель может опуститься до 35 тыс. долл. США/т, но проекты все равно останутся экономически привлекательными.
Выгон Консалтинг прогнозирует, что Россия будет экспортировать большую часть лития за рубеж из-за нарастающего мирового дефицита.
Глобальный спрос на литий за счет роста продажи электромобилей к 2040 г. может достичь примерно 4,5 млн т/год LCE, тогда как предложение - 3,5 млн т/год.
Россия могла бы покрыть более половины дефицита при добыче по 0,6 млн т/год LCE из рассолов и руды.
На всех проектах добычи лития из руды к 2030 г. в РФ планируют выпускать по 68 тыс. т/год LCE при внутреннем спросе в 20,5 тыс. т/год.
Российская литиевая отрасль по экспортным доходам могла бы занять 5е место, обойдя черные металлы, уголь и пшеницу.
Другие эксперты сомневаются в столь безоблачных перспективах проектов по добыче лития из подземных вод нефтегазовых месторождений.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА С. Гришунин отмечает, что делать выводы о перспективах рассольной добычи на нефтегазовых месторождениях можно будет только после запуска проекта на Ковыктинском газоконденсатном месторождении (ГКМ) Газпрома.
Важно убедиться, что себестоимость добычи действительно окажется приемлемой и ниже по уровню, чем себестоимость рудной добычи.
В России в настоящее время добыча лития не ведется.
До 2022 г. РФ импортировала 9 тыс. т/год LCE в год в основном из Чили и Аргентины, а сейчас, вероятно, покупает металл в Боливии.
Большую часть лития в России используется в оборонно-промышленном комплексе, космической и атомной отрасли, а в перспективе может сформироваться потребность со стороны производителей литий-ионных батарей для выпуска электромобилей.
Наиболее проработанные проекты по добыче лития в РФ предполагают его извлечение из руды.
Крупнейший проект в Мурманской области на Колмозерском месторождении реализует Полярный литий, СП Норникеля и горнорудного дивизиона Росатома (Атомредметзолото).
На месторождении планируется перерабатывать 1,96 млн т/год руды и выпускать 45 тыс. т/год карбоната и гидроксида лития, выход на проектную мощность планируется к 2030 г.
Еще одно крупное месторождение лития в Мурманской области - Полмостундровское - будет разрабатывать ТД ХАЛМЕК и Химико-металлургический завод (ХМЗ).
На этапе опытно-промышленной эксплуатации, который планируется уже в 2023 г., объем добычи составит до 1 тыс. т/год LCE с увеличением объема добычи до 20 тыс. т/год к 2026 г.
В ходе заседания коллегии Роснедр 21 апреля 2023 г. глава Минприроды РФ А. Козлов сообщил, что ожидается прорыв в геологоразведочных работах (ГРР) по дефицитному сырью, в т.ч. по литию, в плане уже стоит предоставление в пользование 7 месторождений, где есть литий, ниобий, бериллий и тантал.
Российские нефтегазовые компании добычей лития также интересуются, заявлен ряд крупных проектов, наиболее известным из которых является добыча лития из подземных вод Ковыктинского ГКМ в Иркутской области.
Газпром планирует начать добычу лития на Ковыктинском месторождении к 2025 г. на экспериментальной скважине.
Также в регионе анонсирован еще один проект по добыче лития из пластовых рассолов - на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ) Иркутской нефтяной компании (ИНК).
Ранее ИНК планировала начать промышленную добычу лития на месторождении в 2022 г., но срок сдвинулся на 2024-2025 гг., что объяснялось необходимостью изменений в регуляторике.
Компания планирует добывать на проекте 1 тыс. т/год солей лития, но эта цифра может быть скорректирована из-за планов по реализации совместного литиевого проекта с Газпромом на Ковыктинском ГКМ.
В октябре 2021 г. Газпром и ИНК подписали меморандум о намерениях, предполагающий возможность реализации совместного проекта по добыче и переработке пластовых рассолов Ковыктинского ГКМ для получения соединений лития и других ценных компонентов, а в феврале 2022 г. Газпром, ИНК и Минпромторг РФ согласовали 3-сторонний план мероприятий по реализации проекта и ряд др. документов.
Помимо Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции (НГП), ресурсная база лития в пластовых водах сосредоточена в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе.
В этих регионах добычу углеводородов ведут Роснефть, Газпром нефть, ЛУКОЙЛ и Татнефть.
Из них о своих планах по литию сообщала лишь Татнефть.
В 2018 г. ТатНИПИнефть и НТЦ Татнефти разработали технологию извлечения коммерчески востребованных металлов из попутно добываемых пластовых вод.
В июле 2022 г. на Нефтяном саммите Татнефть представила проект по производству химической продукции на базе попутно добываемой пластовой воды, в частности химических соединений лития, магния, йода, брома и др.
Компания поясняла, что с ее месторождений поднимается более 150 млн м3/год пластовой воды, которую можно рассматривать как агент для закачки в систему поддержания пластового давления (ППД) и источник ценных минеральных компонентов.
Тогда сообщалось, что первая промышленная установка извлечения лития уже находится в процессе изготовлении, ее монтаж и запуск в работу намечался на октябрь, но новостей по проекту до сих пор не последовало.