Эта банда держала в страхе всю Карелию. Они не щадили даже своих
В рубрике «Криминальная Карелия» мы вспоминаем громкие преступления прошлых лет. И сегодня рассказ пойдет о Сергее Кузнецове, которого по праву можно считать самым известным криминальным авторитетом Карелии. Девять лет Кузю безуспешно разыскивали. Человек, выдавший авторитета, стал первым в истории страны, кому МВД заплатило огромные на тот момент деньги – миллион рублей.
Кузнецов начал свою «деятельность» в начале 2000-х годов. Созданная им преступная группа «крышевала» валютчиков и досуговые агентства, занималась недвижимостью. В общак каждый из членов банды отчислял 10 процентов от своего заработка. Группировка фактически прекратила свое существование в 2005-ом году, когда Сергей Кузнецов исчез и был объявлен в международный розыск.
Задержать криминального авторитета удалось лишь в июне 2014 года, в Ленинградской области. К тому моменту ему стукнуло 45 лет.
В 2015 году состоялся суд. Судили Кузнецова за то, что он организовал нападение на человека, который по итогу скончался. Это произошло в ночь с 4 на 5 октября 2002 года. Тогда один из членов «кузинской» группировки сцепился во дворе с молодым человеком, чья подруга случайно споткнулась и упала на его машину. В результате член ОПГ оказался в больнице.
Инцидент мужчине не простили. И уже 6 октября того же года члены группировки, дабы их авторитет не упал, пошли мстить. При помощи знакомого вывели мужчину из квартиры и на первом этаже около лифта, надев маски, напали. Обидчика забили насмерть металлическими трубами и деревянными палками.
На суде Кузнецов не отрицал, что инцидент с местью был, но уверял, что роли между членами группировки в тот вечер не распределял, и бить палками не велел. То, что случилось — «результат самостоятельных действий ребят», и если бы он знал, что так получится…
Криминальным авторитетом, как ни сложно догадаться, Сергей Кузнецов себя тоже не признавал. В суде он рассказал о том, что ребята, которых стражи порядка считают членами его банды, просто друзья. Они ведут совместный бизнес: занимаются недвижимостью в Московской области, мебелью и доставкой сыра из Псковской области. Никакой группировки «кузинские», по его словам, не существовало, никто перед ним не отчитывался, преступлений по его указанию не совершали, никаких денег он не собирал.
Тем не менее, суд приговорил Сергея Кузнецова к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Членов его преступной группировки осудили значительно раньше. В 2007 году на скамье подсудимых оказались семеро. Двум из них вменяли разбойное нападение на петрозаводского предпринимателя, в результате которого тот скончался. Это преступление им пришлось планировать дважды. В первый раз преступники не успели зайти за мужчиной в подъезд. К сожалению, второй раз для них оказался более удачным: и в подъезд зашли, и обогатились по итогу на 120 тысяч рублей. Предприниматель, которого эти люди били по голове автомобильной штангой, скончался в больнице через два дня после нападения. Это преступление, кстати, стало возможно с подачи женщины – директора одного из магазинов. Именно она рассказала «кузинским», что хозяин сам собирает и возит выручку со своих торговых точек.
Троим подсудимым (один из которых фигурировал и в первом преступлении) вменяли то же самое нападение из мести, за которое главарь и получил свои девять лет.
Четверо подсудимых обвинялись в лишении свободы члена своей же преступной группировки. Во время очередного праздничного застолья один из «кузинских» начал возмущаться по поводу распределения денег из общака. Оказалось, напрасно. Недовольному врезали, запихали в багажник машины и повезли в сторону городской свалки. По дороге мужчине удалось открыть багажник, выпрыгнуть и убежать в лес. Он слышал, как машина остановилась и его начали искать. По пути в город беглец потерял кроссовки и разорвал одежду. Так как мужчина сам был членом группировки, в милицию обращаться не стал, но за жизнь опасался: несколько дней жил по знакомым. Спустя неделю «кузинские» решили, что конфликт исчерпан.
В данном случае суд посчитал, что никакого «лишения свободы» не было. Были только побои, но потерпевший на них не жаловался. Поэтому двух подсудимых по этому факту суд вообще оправдал, а в отношении двух других прекратил уголовное преследование. Разбойное нападение на предпринимателя вообще почему-то сочли обычным грабежом.
По итогу, пятеро из семи подсудимых не признали своей вины ни в одном из вменяемых преступлений, но осудить их все-таки удалось: отчасти благодаря показаниям «своих». Правда, эта откровенность обошлась «кузинским» очень дорого. Два свидетеля были убиты еще на стадии следствия. При странных обстоятельствах на тот свет отправился и исполнитель одного из преступлений.
И как-то так получилось, что каких-то глобальных сроков никто из «кузинских» на этот раз не получил (ребята уже были судимы за другие преступления, и к уже имеющимся срокам им добавили совсем по чуть-чуть). Государственный обвинитель тогда была возмущена приговором.
— Судом недостаточно была учтена общественная опасность их преступлений, — заявила прокурор.
Сын погибшего предпринимателя и вовсе признался, что решение суда для них – это практически совет самим разобраться с преступниками:
— Все эти годы мы жили одним: нужно найти и наказать преступников. Но, считая себя законопослушными гражданами, мы не шли ни на какие разборки. А получается, суд нам фактически говорит: «Накажите их, ребята, сами. Ваше наказание, наверное, будет тяжелее, чем наказание суда». Но так ведь неправильно!
Как бы то ни было, приговор устоял.
Сейчас Сергей Кузнецов за решеткой. В ноябре прошлого года он вновь оказался на скамье подсудимых по обвинению в грехах давно минувших лет. На этот раз ему вменяют организацию преступного сообщества, убийство и незаконное приобретение, перевозку и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенных группой лиц по предварительному сговору.
Из-за ситуации с коронавирусом суды Карелии до сих пор работают в закрытом режиме, но из находящихся в открытом доступе данных можно понять, что убийство, в котором обвиняют Кузнецова, произошло в период с 06 ноября по 31 декабря 2003 года в районе 6 километра автодороги Медвежьегорск — Чебино Медвежьегорского района.