Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Декабрь
2014

Искандер Кузеев, Кудрявая, что ж ты не рада? – Водокачку сносят!

0

ШЕДЕВРЫ ПРОМАРХИТЕКТУРЫ XIX ВЕКА – ПОД УГРОЗОЙ СНОСА!

В Москве собираются снести уникальный квартал промышленной архитектуры XIX века (1892 год) – корпуса производственных мастерских Алексеевской водокачки (завод «Водоприбор» на Новроалексеевской улице).

52_big

91_big

Что будет со старым заводским сквером, редким для такого квартала, расположенного, по сути, почти в самом центре столицы?

DSCN7820

DSCN7819

А ведь этот зеленый сквер со средневековыми гротами, готическими башенками, с фонтанами XIX века (фонтан, говорят, уже переехал на дачу одного из девелоперов!) мог бы стать жемчужиной расположенного в начале проспекта Мира удивительного архитектурного оазиса.

image-436

Проблемы сноса и допуска

Проблема доступа к шедеврам архитектуры на территории производственной и транспортной инфраструктуры до сих пор неразрешима в Москве. Многие остаются «полосой отчуждения» - по выражению страстного исследователя неизвестных шедевров промархитектуры Москвы, киноведа Лидии Вулох (именно публикации дочери легендарного художника-шестидесятника навели меня на доживающие свой век корпуса Алексеевской водокачки).

Проблема допуска – она не только здесь, на Алексеевской водокачке. Думаю, даже такой дотошный москвовед, как Рустам Рахматуллин никогда не бывал, скажем, в домике, связанным с именем Анны Павловны Керн, с именем Герцена. Огарева. Одоевкого, где сейчас размещены столовая и местком самого «закрытого» московского института ВНИИЭМ (института электромеханики им.А.Г.Иосифьяна со своим опытным заводом).

Столовая, где обедают ракетостроители, расположена в старом флигеле роскошного дворца фон Дервизов (строителей Казанской железной дороги), тоже недоступного москвичам, ведь это - главный корпус ВНИИЭМ. Дворец фон Дервизов построен Шехтелем и Вишневецким на Садовом кольце в 1886 году. Домик, который помнит Анну Керн, стоит здесь еще с первой четверти XVIII века. Ракетчики заняли дворец в 1941-м, проектировали «катюши». Потом и «грады» без них не обошлись. А там и «бук» со сложнейшими системами электромеханики, позволяющими найти «Боинг» на высоте в десять километров, подоспел. Работы во «встающей с колен» России для ракетчиков много, так что еще не скоро москвичи смогут увидеть интерьеры творения Шехтеля или домик Анны Керн.

А вот за Крестовской заставой, на Алексеевской водокачке, тут – не просто проблема допуска. Здесь проблема исчезновения закрытых забором шедевров архитектуры XIX века и того тенистого сквера, в котором они стоят.

Алексеевская водокачка: история

Алексеевская водокачка – одна из водонапорных башен первого московского водопровода – Мытищинского. Располагалась на околице Алексеевского села за Крестовской заставой.
Алексеевской водокачке – 120 лет. Самому водопроводу – и того больше. Еще в 1779 году Екатерина II поручила генерал-поручику Бауэру «произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». Строительство под руководством Бауэра и полковника Герарда началось в 1780 году. Ростокинский акведук Мытищинского водопровода (1804) сохранился до наших дней. А вот Алексеевская водокачка…
Мастерские вокруг Алексеевской водокачки (1892 год) в советское время стали именоваться заводом «Водоприбор». До недавнего времени завод выпускал фильтры, счетчики учета воды, гидранты…

В начале века, как и на всех заводах того времени, день начинался с гудка. Шли сюда по зову гудка из ближайших сел на Яузе-реке, на реке Петяевке (там, где сейчас – Путяевские пруды). Шли и песню пели:

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встает со славою
На встречу дня.

Вот последний куплет этой песни:

За Нарвскою заставою,
В громах, в огнях,
Страна встает со славою
На встречу дня.

Песня – словно про Алексеевскую водокачку в 1932 году написана (музыка Дмитрия Шостаковича, слова Бориса Корнилова). Разница лишь в том, что расположена водокачка не за Нарвской заставой Санкт-Петербурга, а за Крестовской заставой в Москве. Да и страна с разоренной промышленностью, переехавшей в Китай, уже не встает «со славою на встречу для».

Между тем, надо сказать, заботились старые русские промышленники о русских рабочих. Заходишь на Алексеевскую водокачку – и глаз радуется! Мавританские гроты, фонтаны, напоминающие версальские, домики с готическими башенками в окружении голубых елей…
А рабочая столовая для русских рабочих - просто замок флорентийский!

Новым русским «промышленникам» всё это чуждо. Завод не раз переходил из рук в руки, пока производство здесь окончательно не прекратилось.

На месте двухэтажных домиков в тихом сквере новые русские «промышленники» собираются строить небоскребы с тысячами квадратных метров элитных квартир (всё – на продажу!). Им уже никакого дела нет ни до художников, ни до памятников архитектуры, ни до зеленых оазисов, чудом сохранившихся в Москве с XIX века.

День сегодняшний

Так происходит везде. Так был снесен, например, немецкий квартал на Беговой, в котором энтузиасты до последнего экскаватора отстаивали дом Заболоцкого, где собирались открывать музей поэта. Ну, положим, повезло еще заводу «Манометр» (ARTPLAY), товариществу «Эйнем» («Красный Октябрь»). Повезло тому же Московскому винному заводу, где зародилась новая жизнь (Центр современного искусства «Виназваод»). Но это – лишь исключение из правил.

О предстоящем сносе новые хозяева («Эталон-инвест») объявили всем - и тем, кто чинит автомобили в бывших заводских цехах «Водоприбора», и людям творческих профессий - дизайнерам, издателям, типографам, разместившимся в корпусах заводоуправления. Объявили, чтоб собирали чемоданы и убирались куда подальше.

Фотографии, что я снимал на Алексеевской водокачке, не очень четкими получились. Торопился, снимал впопыхах. Вокруг корпусов Алексеевской водокачки новые охранники новых русских «промышленников» бегают и кричат, что «фоткать нельзя». Конечно, нельзя - чтоб никто не узнал, какую красоту здесь сносить собираются!

- Это теперь не завод, а просто - частная собственность! – доходчиво объясняют новые охранники новорусских олигархов (у них тут - своя «Новороссия»!).

Так что к своим не очень четким зимним фотографиям добавил старых картинок, нашедшихся в «Яндексе», который «знает всё»: летних, весенних, осенних.

94_big

На некоторых виден фонтан перед мавританским гротом. На других - тот же фонтан, та же чаша, но уже без скульптур, уехавших, видно, к кому-то на дачу. Сейчас и чаша, наверное, у кого-то на даче стоит.


Вот так выглядел фонтан ночью

f7f93a

15d61535594530cad35d8e8967c4d5bc
Так выглядел фонтан днем: и зимой, и летом

0_8846d_d0b2a015_XL
Потом от фонтана оставалась лишь чаша, но сейчас и ее нет

- Как в Екатериининской больнице, где лестницу вырвали «на дачу»!!! Эти скоты не понимают, что лестница столько горя видела, что может им невзначай и поделиться! – говорит Марина Кулиш (здесь и далее – цитаты из комментариев к моим публикациям в «Фейсбуке» и фотодокументам, в том числе и на странице «Архнадзора»).

- Просто нет слов!..- говорит Оксана Жедринская. - Это - моя малая родина! Родилась и жила на соседней улице. Проходя мимо завода, каждый раз поражалась красоте зданий. Вандалы! Я не понимаю, почему они так ненавидят мой город!

- Одно из самых красивых мест в Москве. Посчастливилось недавно там побывать. Неужели - всё?!.- пишет дочь легендарного шестидесятника Игоря Вулоха киновед Лидия Вулох, обитающая по-соседству, на другой стороне проспекта Мира.

- И я живу рядом, подтверждаю! - отвечает ей Александр Кондаков, обращая внимания на транспортные заторы на подходящих сюда улицах: Новоалексеевской, на 3-й Мытищинсктой, на Графском переулке. - Если понастроить там высоток, движение прекратиться вообще. Оно и сейчас не очень, а так прекратится в принципе.

Между тем, пока сооружения Алексеевской водокачки собирались сносить, они прошли историко-культурную экспертизу и признаны объектом культурного наследия регионального значения (благодаря «Архнадзору» и сообществу «Алексеевцы» - инициативной группе из Алексеевского района).
- Даже в статусе выявленного памятника, согласно закону (ФЗ-73), объект подлежит госохране и запрету на снос! - говорит активист «Архнадзора» Ирина Трубецкая.

Однако экспертиза прошла еще в начале 2014 года. Сейчас, в конце года, разговоры о предстоящем сносе, строительстве элитного жилого квартала и выселению арендаторов продолжаются. Им предъявляют план строительства на этом месте нового жилого квартала (якобы утвержденный). Сооружения постепенно разрушаются. Фотографии фонтана - наглядное тому свидетельство.

Как сохранить памятник промархитектуры и вдохнуть в него вторую жизнь – об этом поговорим в другой раз. Это – тема отдельного разговора.

Фото автора и Павла Чукаева

(оригинал)




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Санкт-Петербурге

Новости спорта


Новости тенниса
Арина Соболенко

Швентек отыграла у Соболенко три матчбола и стала самой молодой теннисисткой с 20 титулами с 2012-го






Shot: в Петербурге неизвестный украл 13,5 литра пива из фургона алкомаркета

«Июнь и июль сведут нас всех в могилу». Синоптики рассказали, к чему надо готовиться

1 июля произойдет повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в России

Обратная сторона жизни Петра Кулешова