Сборная России по футболу продолжает играть с командами из Азии
Очередными соперниками сборной России на прошлой неделе стали Иран и Ирак. Вот уже второй год она играет только товарищеские матчи и только с командами из Азии.Игрок сборной России Сергей Пиняев (слева) и игрок сборной Ирака Ибрахим Байеш в товарищеском матче между сборными России и Ирака
«Эх, Киса…»
В Европе стартовал отбор на Евро-2024, которое в будущем году примет Германия. Мы за всем этим наблюдаем всё более отстранённо, да и наблюдаем-то относительно: прав на показ отборочных матчей отечественные телеканалы и интернет-платформы не имеют, так что происходящего на полях Европы российский футбольный болельщик не видит. «Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни…» Слава богу, помимо Старого света есть ещё места на Земле, где тоже играют в футбол и от нас пока не отвернулись.
Трудно на полном серьёзе относиться к обсуждаемой уже несколько месяцев идее перехода России из европейской (УЕФА) в азиатскую (АФК) футбольную конфедерацию. Скорее – как к своего рода инструменту давления на УЕФА: мол, будете затягивать нашу изоляцию – можем и вообще от вас уйти. Тут, правда, возникает вопрос: а так ли страшно футбольной Европе остаться без России? Неприятность – да, скандал – да, нехороший прецедент – да, но в конце концов российские клубы и сборные погоды на континенте не делают. Финансовые потери? От денег «Газпрома», который без малого десять лет спонсировал Лигу чемпионов, УЕФА 28 февраля прошлого года отказался сам. Лишился порядка 40 млн евро в год, но по миру не пошёл. Чтобы понять почему, достаточно беглого взгляда на список оставшихся спонсоров.
Поспорим с Афганистаном?
Переход не переход, но уже второй год в жизни сборной России по футболу определяющим остаётся азиатский вектор. В 2022-м российская команда посетила три страны азиатского «ближнего зарубежья» – Кыргызстан (2:1), Таджикистан и Узбекистан (по 0:0). Теперь сыграла с двумя подряд представителями «дальнего»: в Тегеране разошлась миром с Ираном (1:1), в Санкт-Петербурге одолела Ирак (2:0).
В июне может быть сделан ещё один шаг: как предполагается, наша сборная примет участие в первом чемпионате Центральной Азии. В этом субрегионе имеется собственная футбольная ассоциация (CAFA), входящая в АФК. Инициатором её создания выступил Иран, а помимо него туда входят те же Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, а также Афганистан и Туркменистан. На турнир планируется пригласить и две страны, не входящие в CAFA: одна из них – азиатская, но из другого субрегиона, другая – Россия. Обычное дело: в Кубке Америки, например, такое практикуется давно.
Не так давно к участию своей сборной в таком соревновании у нас отнеслись бы с недоумением. Но теперь выбирать не приходится: раз команда есть, ей надо где-то играть. На одних товарищеских встречах далеко не уедешь, да и их-то кот наплакал. Что касается уровня центральноазиатского чемпионата, то опять же мы не в том положении, чтобы смотреть свысока на кого бы то ни было. Ни по статусу, ни по качеству игры. Если кто-то полагал, что с гипотетическим переходом в Азию Россия сразу станет местной футбольной сверхдержавой, то после этих пяти матчей иллюзии развеялись.
Две половинки
Иран – самый серьёзный наш спарринг-партнёр за эти полтора года. На сегодняшний день, согласно рейтингу ФИФА (24-е место), он второй в Азии вслед за Японией (20-е). Россия в этом списке 37-я. Если кто-то возразит, что это не показательно, поскольку вот уже полтора года как наша команда практически не играет, то и в последней «довоенной» табели о рангах Иран был 21-м, а мы – 35-ми.
Бог с ним, с рейтингом, но прошедший в Тегеране матч, несмотря на ничейный результат, показал, что второй команде Азии, неплохо показавшей себя на недавнем чемпионате мира, сборная России уступает. Особенно это стало видно во втором тайме, когда преимущество хозяев подчас выглядело подавляющим, а наши, неплохо начинавшие игру, совсем сникли. Оборона без Джикии и Дивеева то и дело давала бреши, впереди не получалось вообще ничего, а уже в добавленное время нападающий иранцев Тареми нас вообще «простил», не забив из убойной позиции.
«До нашего гола (28-я минута. – Прим. «АН») всё понравилось, после – ничего», – признался Валерий Карпин. После игры с Ираком он, наоборот, был доволен только вторым таймом, когда российская команда прибавила и забила два мяча. Но будь на месте иракцев соперник помастеровитее (они в том же рейтинге ФИФА на 74-м месте), к перерыву мы бы уже «горели» в два, а то и три мяча – столько наделали ошибок, за которые гости не сумели нас наказать. Единственным же по-настоящему светлым пятном за весь матч стала игра 18-летнего Пиняева, самого молодого автора гола в истории нашей сборной.
Выходит, чтобы получилась более-менее приличная картина, её пришлось бы лепить из двух половинок: первая – из одной игры, вторая – из другой. Но в жизни так не бывает: есть 90 минут, и нужный результат можно добыть только в этом промежутке.
«Мы пока ни к чему не готовимся, нигде не участвуем, много пробуем», – поясняет Карпин. Проблема в том, что чем дольше будет затягиваться такое состояние, тем больше опасность, что у игроков и тренеров наступит к нему привыкание. А ведь рано или поздно наступит момент, когда им вновь придётся участвовать и готовиться – будь то в Азии или Европе. И хочется надеяться, что дождётся его не только Пиняев.