Как Белоруссия зарабатывает на российско-украинском конфликте
Белоруссия оказалась единственной страной в регионе, которая получает целый ряд выгод от войны на востоке Украины и от российско-украинского конфликта в целом. Вряд ли белорусы хотели получить такой источник заработка, но от сложившейся ситуации никуда не деться, и вот уже почти три года белорусы со всей своей смекалкой используют предоставившиеся им возможности.
Белоруссия, которая с декабря 2014 года находится в состоянии очередного экономического кризиса, использует любую возможность заработать. Уход России с украинского рынка предоставил Минску возможность занять эту нишу и получить значительную экономическую выгоду из кризиса в отношениях Москвы и Киева. В этой ситуации какие-то идейные предпочтения быстро отошли на второй план. Официальный Минск, курирующий все внешнеэкономические проекты, сумел с пользой для себя развить торгово-экономические отношения с Украиной.
Уже в первой половине 2016 года Украина заняла второе место после России по экспорту белорусских товаров и четвертое — по импорту.
Хотя товарооборот между Белоруссией и Украиной постоянно растет по объему, он периодически снижается в денежном выражении. Причина — колебания цен на энергоносители и общая нестабильность экономической ситуации.
Но главная перемена все же в другом. Если до конца 2013 года Белоруссия и Украина конкурировали за ресурсы России и за сотрудничество с Москвой, то после смены власти в Киеве такой конкуренции больше нет. Вместо нее Минск и Киев предпочитают развивать двустороннее сотрудничество. При этом интерес белорусских властей даже не чисто финансовый. Официальный Минск с какого-то момента начал использовать Украину как своего рода мост на Запад.
Сближение Украины с Западом белорусское руководство, декларирующее «многовекторную внешнюю политику», восприняло как окно возможностей, которые можно использовать для реализации задумки по налаживанию отношений с Западом.
Не случайно же высокопоставленные белорусские чиновники так часто встречаются, к примеру, с Михаилом Саакашвили. В какой-то момент СМИ двух стран даже начали называть одесского губернатора «главным лоббистом интересов Белоруссии на Западе».
Сегодня можно выделить несколько основных направлений, по которым развивается белорусский бизнес «на Украине».
Транзит
С начала конфликта в Украине роль Белоруссии как транзитного коридора сильно выросла. После того, как Россия и Украина прекратили авиасообщение, компания «Белавиа» резко увеличила доходы, значительно расширив свои перевозки во многие украинские города. Фактически Минск стал транзитным узлом в авиасообщении между Украиной и Россией.
Одновременно Украина сейчас борется за транзит белорусских экспортных грузов, и прежде всего — калийных солей. Украинцам приходится конкурировать с Литвой и Латвией, через порты которых идет основной поток белорусского экспорта. А Киев хотел бы привлечь белорусскую продукцию в свои транзитные порты, и прежде всего в Одессу. И это вполне возможно, если белорусские производители получат от Украины достаточные скидки. Впрочем, есть риск, что тогда аналогичные скидки предоставят и Литва с Латвией.
Главная статья дохода Белоруссии на транзите связана с тем, что Россия с 1 января 2016 года запретила ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Украина.
Кроме того, с 1 января прекращено действие зоны свободной торговли с РФ, по условиям которой украинские товары поступали на территорию России по нулевой ставке таможенного тарифа. Таким был российский ответ на решение Киева не откладывать введение Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Уже через день после начала действия российского эмбарго премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что Украина выходит из зоны свободной торговли с Россией, поднимает пошлины на все российские товары и вводит торговое эмбарго на ряд товаров, изготовленных в России.
Результатом стала новая роль Белоруссии — как страны-посредника, транзитера (в том числе в «серых» торговых схемах) между Россией и Украиной. Белоруссия моментально стала главным импортером украинских фруктов.
По данным украинской налоговой службы, уже в ноябре 2015-го белорусские фирмы закупили 99,63% экспортируемых украинских фруктов на сумму в $554 тыс. Главные статьи украинского плодового экспорта в Беларусь — яблоки, сливы, груши, персики, абрикосы, арбузы и дыни.
«У нас никто и не сомневается, что дальше все фрукты, что мы привозим, просто идут в Россию под видом белорусской продукции. Собственно, наши белорусские партнеры это от нас особо и не скрывают, — говорит Олег Денисенко, владелец небольшой фирмы по грузоперевозкам. — Да вы сами посмотрите: наши дыни или персики еще могут быть интересны беларусам, согласен (и то не в таком количестве). А вот яблок, слив, вишен и прочих груш на местном рынке и так с избытком. То есть у белоруских посредников, просто перепродающих овощи и фрукты в Россию, единственная проблема: оформить на них сертификаты как на белорусскую продукцию».
Продукты нефтепереработки
По итогам 10 месяцев 2016 года доля белорусского бензина в балансе украинского рынка составила 55%, дизтоплива — 48%, а всего украинский рынок принял около 3,3 млн т топлива из Белоруссии. В результате может быть повторен исторический рекорд 2012 года, когда в Украину было поставлено более 4 млн т белорусских нефтепродуктов. И это оказалось одной из самых ярких демонстраций выгодности для Белоруссии конфликта в Украине.
Рост белорусских поставок дизтоплива был прежде всего связан с российским эмбарго на поставку дизельного топлива в Украину. Причем на первом этапе белорусские фирмы просто оформляли на себя российское топливо, которое не могло официально ввозиться в Украину. После введения запрета на произведенное на российских НПЗ топливо начало сертифицироваться в Белоруссии как ТДЭ (топливо дизельное экспортное) и отгружаться в Украину как белорусский продукт через белорусские компании. В числе посредников украинские и белорусские источники называют «Интерсервис» (владельцы Александр Шакутин и Николай Воробей) и «Энерго-ойл» (Алексей Олексин).
Позднее Мозырский НПЗ в значительной степени начал работать на поставки в Украину — тем более, что в Европе одновременно снизился спрос на белорусские нефтепродукты.
В свою очередь, более чем 80% рост поставок бензина был главным образом связан с переориентацией на белорусскую продукцию сети заправок ОККО — крупнейшего продавца бензина в Украине. Впрочем, и другие украинские заправочные сети нарастили поставки из Белоруссии.
Рост украинского спроса на белорусское топливо — это долгосрочная тенденция. Причина в том, что в ходе конфликта Украина потеряла второй в стране по величине Луганский НПЗ, и заместить его в обозримом будущем нечем. Любопытно, что топливо для Украины белорусы вырабатывают из беспошлинной российской нефти.
Полезная труба
Развитие конфликта в Украине сделало эту страну закрытой для транзита российского газа в Европу. В этих условиях резко возросло значение Белоруссии как транзитера в Европу российских газа и нефти.
Правительство Белоруссии не спеша и без особой огласки, но все же ведет переговоры с «Газпромом» о возможности строительства на территории страны газопровода «Ямал-Европа-2» — второй «нитки» газопровода «Ямал-Европа». Идею такого строительства еще в 2012 году высказал российский президент Владимир Путин. Для Белоруссии строительство газопровода означает многомиллиардные инвестиции, а в дальнейшем — доходы от транзита газа и аренды земли для газотранспортной инфраструктуры.
Еще до событий в Украине проект «Ямал-Европа-2» обсуждался за закрытыми дверями на встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина 15 марта 2013 года в Санкт-Петербурге. «Лукашенко увидел отличную возможность отобрать транзит газа у несговорчивой Украины, не желающей сотрудничать напрямую с «Газпромом, — сказал тогда «Газете.Ru» один из белорусских экспертов. — Газпром» планирует на треть увеличить транзит через Беларусь (около 15 млрд куб. м в год). Это позволит «Газпрому» не только сэкономить на поставках в Европу, но и надавить на Киев. … Беларусь постепенно отбирает транзитную роль у Украины».
Вскоре после тех переговоров, 3 апреля 2013-го, президент России на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа-2». «Мы в связи с «Северным потоком» и «Южным потоком» фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По «Южному потоку» мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту Ямал-Европа-2», — сказал тогда Путин. «Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Беларуси с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Беларуси по трубопроводу Ямал-Европа является самым экономически эффективным», — ответил президенту России Алексей Миллер.
Вооруженное сотрудничество
Отдельное и очень доходное направление белорусско-украинского бизнеса — это сотрудничество в военно-технической сфере. Для Киева оно актуально как минимум потому, что в стране идет гражданская война, для Минска — потому, что дает возможность задействовать оставшуюся со времен СССР развитую систему предприятий ВПК.
За несколько последних лет Белоруссия и Украина реализовали ряд совместных военно-технических проектов, в том числе с выходом на мировые рынки вооружений. Примеры совместной продукции — противотанковые ракетные комплексы «Скиф», «Шершень» и «Каракал», комплекс ПВО «Стилет».
Отдельная тема — выпуск в Белоруссии вертолета Ми-8МСБ. Специально под этот проект официальный Минск даже продал украинской компании «Мотор Сич» свое ОАО «Оршанский авиаремонтный завод».
В 2014-м Белоруссия оказала Украине услуг по ремонту военной техники в 2,4 раза больше, чем в 2013 году. Сумма контрактов — $11 млн.
Например, на белорусском 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах ремонтируются и восстанавливаются украинские военные самолеты. Там же модернизируется система управления огнем и обнаружения целей. Официальных данных за более поздние периоды не публиковалось.
В 2015 году Белоруссия поставила в Украину двигателей и ремонтных комплектов для легкобронированной техники (БТР, БМП) как минимум на $2 млн. Также Украина получила от Минска аккумуляторных батарей для танков и БМП на $2,19 млн. Помимо этого, Белоруссия активно поставляет на Украину, в основном для нужд ВСУ и Нацгвардии, оптику для стрелкового оружия: монокуляры и тепловизоры, коллиматорные и другие прицелы, дальномеры и устройства прицеливания для техники. Сюда нужно добавить устройства на жидких кристаллах (мониторы, экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.).
«В 2014 году, с началом боевых действия, украинский рынок открылся для белорусской техники двойного назначения. Прежде всего грузовиков МАЗ и тягачей МЗКТ. Белорусские тягачи на постсоветском пространстве вообще вне конкуренции. А МАЗы — хоть и не самые лучшие грузовики, но все же намного лучше ужасных украинских КРАЗов, — напоминает белорусский эксперт Сергей Марцелев. — Белоруссия также старается использовать потенциал украинского военно-промышленного комплекса в своих целях, для налаживания собственного производства вооружений. Например, уже в 2014 году украинских специалистов с военных заводов приглашали переезжать в Белоруссию прямо с семьями».