ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ГОДА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Владимир Путин объявил 2021 год Годом науки неожиданно, чтобы ни у кого не было времени провести планомерную подготовку. Указ был подписан 25 декабря. Казалось бы, Год науки обеспечен востребованностью в форме запроса населения. Однако Год литературы тоже не на пустом месте возник, и запрос не удовлетворил. К нему хорошо подготовились со всех сторон. Аналогично как к выборам в России готовится не только Россия, причем за ее пределами ресурсов на это выделено больше.
Правительство обладает надежными технологиями в проведении подобных мероприятий, основанными на международном опыте. В стране происходит достаточно событий, которыми можно отчитаться. Можно вообще ничего специально не планировать, кроме показухи. Благодаря запрету на освещение достижений отечественной науки в СМИ, такая информация приравнена к рекламе и должна быть непонятно кем оплачена, любое приватизированное правительством сообщение становится откровением.
Трудно порицать родное правительство за перенос в Россию опыта США и КНР. По случаю пандемии из запретов сделали исключение для вакцинологии. И оказалось, что в России умеют применять молекулярные ножницы более успешно, чем в США, которым за это пришлось отдать Нобелевскую премию.
В коррупционную борьбу за Нобелевку между Вашингтоном и Пекином президент России ввязываться не стал, и правильно сделал. Его внутренний выбор оказался более разумным и эффективным.
Это показала пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная целям, задачам и промежуточным итогам Года науки и технологий в России. Она состоялась четверг, 8 июля, на площадке ТАСС.
Исполнители с блеском отчитались по промежуточным результатам первого полугодия. Год науки проводится в формате тематических месяцев. Январь посвятили водородной энергетике. Февраль – ядерной физике, президент дал старт реактору в Гатчине. Март – запуск нейтринного телескопа на Байкале. Апрель, понятно, – космос. Майская тематика посвящена обеспечению безопасности, новым вызовам и угрозам. Июнь – новым материалам и технологиям. Июль – пространственному развитию.
Завершение Года науки состоится в декабре на федеральной территории «Сириус».
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверенно обозначил точки достижений. Например, компания РЖД показывает выдающиеся успехи в развитии квантовой связи. Строит поезд для движения со скоростью 400 км/ч, что на земле сложнее, чем 1500 км/ч в воздухе. Еще один проект – водородный поезд.
Успехи Сбербанка в области искусственного интеллекта не выпячивали, и это понятно. Герман Греф собрал критический объем критики. То, что он делает в образовании или мультипликации, России, мягко говоря, не нужно и даже чуждо. Другое дело РЖД – не может построить адекватное ценообразование, не знает, куда распихать деньги, и изобретает несуразные вагоны, зато берет на вооружение все веяния времени.
Для Чернышенко на Сбербанке или РЖД свет клином не сошелся. Науку поддерживают все крупные компании. Например, под запрос нефтянки активно развивается материаловедение.
Зампред правительства отметил развитие АЭС малой мощности для удаленных поселков, не подключенных к сети. Перечислив достижения, он сделал основной упор на проектах поддержки ученых и их работ. Например, проект «Наука и университеты» направлен на поддержку научных центров мирового уровня. Программа мегагрантов должна способствовать качественному преобразованию отечественной науки. Программа «Приоритет 2030» обеспечит поддержку лучших вузов грантами по 100 миллионов в год. По поручению президента будут стоиться кампусы. Естественно, мирового уровня.
Правительство готовит рейтинг регионов по вовлеченности в Год науки. Цель – не поругать отстающих, а стимулировать их учиться у лидеров. Рейтинг открыто вывешен на сайте Года науки.
Предусмотрены гранты и премии для молодых ученых. Минобрнауки поможет кандидатам, нуждающимся в жилье. Правительство выделяет 1,8 миллиарда на молодежные лаборатории в центрах мирового уровня.
Без печального не обошлось. Чернышенко сообщил о понимании в правительстве, какие риски несут трансграничные углеродные налоги. Фактически создается угроза энергетическому суверенитету. В Калининграде, Грозном, Геленджике и на Сахалине открыты углеродные полигоны. На очереди Татарстан. Тут задача правительства в том, чтобы доказать самый большой позитивный баланс России в соотношении выбросов и поглощения парниковых газов.
Вопрос целесообразности присоединения к Парижскому соглашению не стоит и никогда не стоял. Данный факт свидетельствует о подавленности науки. Из-за этого мы не можем прогнозировать развитие событий с климатом. Примыкающая тема девиаций массового поведения в провале еще больше.
Помощник президента Андрей Фурсенко привел яркий пример – участие нашей науки в борьбе с пандемией показывает, что мы в числе лидеров. Общество понимает и откликается. 82% респондентов доверяет отечественным ученым. 2/3 родителей считает, что если бы дети пошли в науку, было бы хорошо. Такого не было никогда.
Фурсенко напомнил, что в этом году произошло возрождение общества «Знание».
Возможно, Фурсенко не знает или забыл, что общество «Знание» уже возрождали под руководством экс-депутата СР Антона Ищенко. Это произошло уже после того, как была разрушена возродившаяся система научных лекций. В частности, проект polit.ru Дмитрия Ицковича по заказу Москвы провел двадцать лекций в Музеях Москвы. Но и до этого научный обозреватель polit.ru Борис Долгин в течение нескольких лет проводил еженедельные лекции по математике, физике, химии, микробиологии, генетике, настоящей экологии, истории, социологии.
Это был отечественный формат распространения знаний. И он был далеко не единственный. После блистательного успеха проект был перепрофилирован под гуманитарную русофобию.
Возрождение общества «Знание», о котором сказал Фурсенко, можно считать возрождением разве что исходя из того, что в советское время это была профанация. По сути, получилась та же гуманитарщина англосаксонского формата, только без обязательной русофобии. Восторженным студентам показывают знаменитых, влиятельных и заслуженных людей.
Сюрпризом стало выступление главного диссидента США Илона Маска. Что он говорит – неважно. Это как в ландшафтный зоопарк сходить, посмотреть на экзотических животных в политических джунглях.
Мне было интересно слушать Маргариту Симоньян, у нее феноменальная для гуманитария способность к выбору существенного на хорошем естественно-научном уровне. Все же главным достижением в области популяризации науки и распространении знаний я считаю научные советы РАН, для которых ведомство Симоньян предоставило площадку и ресурсы.
Возрождения научной редакции РИАН не произошло. Не видно и попыток возводить русскую традицию научно-популярных журналов.
Выпуск книг по генетике и теории эволюции практически прекращен. Издательства «Мир» давно нет. Естественно-научная редакция издательства «Наука» закрыта. Ее роль в какой-то степени унаследовало издательство КМК сотрудника Зоомузея МГУ Кирилла Михайлова.
О непреодолимом кризисе глобализованной науки и его причинах мы много раз писали. Что имеет в виду правительство под формулой «научные центры мирового уровня», понять невозможно. Россия сопротивляется насаждению бездоказательной гуманитарщины, другие страны оказались к этому неспособны.
Уникальные достижения русской науки западники не могут присвоить, потому что неспособны их воспроизвести или даже просто понять, хотя изучают российскую научную информацию системно. Советские военные know-how вывезли из России и Украины вместе с документацией. В Пентагоне создали комиссию для их изучения. Но никаких прорывов в этой сфере не видно. Для этого нужны русские инженеры с программистами – и Boeing, и Microsoft их используют.
В России прорывы есть. Вопрос – кто оценит. Научные открытия идут потоком. Но чтобы пройти путь от лаборатории до массового сознания, нужно совершить прорыв не меньше, чем на само открытие.
Лев Московкин.