Августовские страхи: ждать ли россиянам деноминацию рубля?
Август для России – месяц «тяжелый». Каждый год в СМИ по обыкновению обсуждаются предвестники кризиса, реальные или фантомные. В прошлом году это была девальвация рубля. В этом году с июля идут разговоры о возможной деноминации. «Профиль» разобрался, какие в современной России могут быть причины для денежной реформы и выгодно ли властям ее проводить.
Деноминация – это плохо?
Судя по дискуссиям в соцсетях, у многих россиян довольно смутное представление о том, что такое деноминация. Одни путают ее с девальвацией, хотя это далеко не родственные понятия. Другие до сих пор считают деноминацию предвестником скорого дефолта. Видимо, жив еще в памяти экономический кризис 1998 года, когда следом за избавлением рубля от нескольких нулей был объявлен технический дефолт. Между тем деноминация – это чисто механическая мера, которая в теории не должна оказывать существенного влияния на жизнь страны.
«Какое-то время деноминация может создавать путаницу старых и новых цен, но в целом у нее нет негативных последствий. В 1998 году дефолт не был последствием деноминации, просто так неудачно сложились обстоятельства. Обычно деноминация позволяет выпустить более защищенные купюры, снизить уровень мошенничества и помочь населению лучше разбираться с деньгами. Другое дело, что купюры нового образца при желании можно выпустить и без деноминации», – объясняет «Профилю» главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Будет ли деноминация в 2020 году?
Российские власти отрицают какие-либо планы в этом направлении. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что возможность проведения деноминации ее ведомством не рассматривается – с номиналами денежных купюр в стране все в порядке. Также деноминация может выявить незадекларированные доходы граждан. Но для того, чтобы успешно провести отъем неучтенной наличности, реформа должна проходить стремительно. Когда в ноябре 2009 года Северная Корея решила срезать несколько нулей у национальной валюты, на обмен наличности населению дали всего неделю. В современной России так не получится. В отличие от реалий КНДР и советского времени, сегодня россияне могут быстро избавиться от бумажных купюр. Например, обменять на иностранную валюту, перевести деньги на депозит, совершить крупную покупку или открыть брокерский счет.
Конечно, можно провести деноминацию из идеологических побуждений. Сыграть на возвращении «советских скрижалей» вроде курса доллара по 70 копеек. Но подобное оценят далеко не все граждане. Во-первых, россияне готовы отказаться от копеек: согласно опросу банка «Открытие», только 38% наших граждан считают эти монеты «национальным символом страны».
А во-вторых, как бы эксперты ни доказывали обратное, похоже, что деноминация вызовет ассоциации не с временами СССР, а с бедами 1990-х, посеяв панику среди населения. Проводить подобные эксперименты, когда социальное недовольство и без того находится на высоком уровне, вряд ли разумно для тех, кто пытается сохранить стабильность.