Суд в Гааге не смог обвинить «Хезболлу» и Дамаск в убийстве экс-премьера Ливана
13 лет понадобилось Специальному трибуналу ООН (СТЛ), чтобы вынести приговор по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Председатель трибунала не исключил, что у Сирии и шиитского движения «Хезболла» могли быть причины для организации убийства, однако прямых доказательств этому найти не удалось. Трое из четырех членов «Хезболлы», проходящие по делу об убийстве в качестве подозреваемых, были оправданы в связи с недостатком улик. В Ливане опасаются, что решение трибунала может еще больше усугубить политический кризис в стране. Вердикт был оглашен в тот момент, когда значительная часть ливанцев требует международного расследования нового преступления, совершенного в стране. Теперь речь идет о взрывах в порту Бейрута.
Специальный трибунал ООН по Ливану признал невиновными трех из четырех членов шиитского движения «Хезболла», проходящих в качестве подозреваемых по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. «Обвинение подтвердило вину Салима Джамиля Айяша по всем предъявленными пунктам»,— заявил председатель трибунала Дэвид Ре. Речь идет об обвинениях в заговоре с целью осуществления теракта, его реализации с использованием взрывчатых веществ, умышленном убийстве Рафика Харири, а также убийстве еще 21 человека и попытке убийства еще 226.
СТЛ также не смог установить личность смертника, который привел в действие бомбу на пути Рафика Харири. Известно только, что ему было около 20 лет. Приговор Аяйшу будет вынесен через месяц. Это время обвинение и защита могут использовать для обжалования вердикта. Суд проходил в отсутствие обвиняемых, так как с самого начала учреждения трибунала в 2007 году лидер «Хезболлы» отказался сотрудничать с международным следствием.
Важнейшим заявлением трибунала стали слова об отсутствии доказательств причастности к убийству Рафика Харири руководства Сирии и «Хезболлы». «Судебная палата считает, что у Сирии и "Хезболлы" могли быть мотивы для убийства Харири и некоторых его политических союзников. Однако не было доказательств того, что руководство "Хезболлы" было причастно к убийству Харири, и не было прямых доказательств причастности Сирии к этому»,— заявил Дэвид Ре.
Рафик Харири дважды занимал пост премьер-министра Ливана (1992-1998 и 2000-2004 годы). После ухода в отставку он возглавил оппозицию, требовавшую положить конец тридцатилетнему присутствию в стране сирийских военных и спецслужб. Дамаск ввел войска в Ливан во время гражданской войны, постепенно установив контроль над политической системой соседней страны. Сотни ливанцев оказались в тюрьме и пропали без вести. Однако были в Ливане и те, кто считал сирийское присутствие стабилизирующим фактором.
14 февраля 2005 года на пути кортежа господина Харири вдоль набережной Бейрута взорвалась заминированная машина. Вместе с ним погиб еще 21 человек, 226 получили ранения. Сторонники Рафика Харири обвинили в организации убийства Сирию. Тысячи людей вышли на улицу, требуя ухода сирийцев из Ливана. Вслед за антисирийскими демонстрациями начались массовые акции поддержки Дамаска. В ходе последних ведущую роль играли сторонники «Хезболлы». В конце апреля 2005 года сирийские войска покинули Ливан. Однако это не улучшило политическую ситуацию.
В 2005-2006 году в Ливане заговорили об угрозе новой гражданской войны, последовала серия политических убийств и покушений. На этом фоне Дамаск столкнулся с угрозой санкций, так как международная комиссия, сформированная после убийства Рафика Харири, не сомневалась в причастности Сирии. Спасла сирийское руководство Москва.
В августе 2011 года трибунал выдал международные ордера на арест лидеров вооруженного крыла «Хезболлы» — Мустафы Амина Бадреддина, подозреваемого в общем руководстве организации убийства Рафика Харири, «координатора команды, отвечавшей за реализацию плана» Салима Джамаля Айаша, а также Хусейна Хасана Онейси и Асада Хасана Сабры, которые занимались подготовкой теракта и его «информационным прикрытием». В октябре 2013 года обвинения в планировании взрыва были предъявлены еще одному члену «Хезболлы» — Хасану Хабибу Мерхи. В мае 2016 года Мустафа Бадреддин погиб в Сирии, дело в отношении него было закрыто. Оглашение вердикта должно было состояться еще 7 августа, но было перенесено из-за взрывов в порту Бейрута. Заседание СТЛ началось с минуты молчания в память погибших.
В Ливане заранее опасались, что вынесение приговора еще больше дестабилизирует и без того непростую ситуацию в стране, усилив раскол между различными политическими лагерями. В Бейруте были усилены меры безопасности в ожидании демонстраций. Хасан Диаб, после взрывов в порту подавший в отставку с поста премьер-министра Ливана, заявил: решение трибунала может быть использовано некоторыми силами как предлог для разжигания междоусобицы в Ливане.
Сын Рафика Харири Саад, который после смерти отца сам несколько раз становился премьер-министром Ливана и сейчас возглавляет оппозиционное движение «Мустакбаль», еще до вынесения приговора заявил, что не жаждет мести, но справедливость должна восторжествовать.
Саад Харири лично присутствовал на оглашении вердикта трибунала в Гааге. «Суд вынес решение, и мы от имени семьи мученика премьер-министра Рафика Харири и от имени всех семей мучеников и жертв принимаем решение суда и хотим, чтобы справедливость восторжествовала, чтобы преступники предстали перед правосудием»,— сказал он, выйдя к журналистам после завершения заседания.
По его словам, ливанцы больше не примут, «чтобы их родина стала прибежищем убийц». «Я не успокоюсь, пока они не будут преданы правосудию и не будет совершено возмездие»,— подчеркнул Саад Харири. И добавил, что на «сторону, которая укрывает преступников, ляжет политическая, моральная и судебная ответственность».
Саад Харири также воспользовался случаем и повторил свое требование провести международное расследование взрывов в порту Бейрута. Часть политических сил Ливана согласна с его позицией, в то время как президент страны Мишель Аун выступил против такого развития событий. Он также заявил, что слухи о возможной вине «Хезболлы» за взрывы не имеют под собой никаких оснований. «Подобные тяжелые происшествия зажигают души и воображение. Мы знаем, что у "Хезболлы" нет складов оружия в порту. Однако и этот след будет изучен»,— сказал он в интервью итальянской газете Corriere della Sera.
Президент Аун пообещал провести честное расследование местными силами. Протесты в Ливане с требованием перемен в политической жизни страны продолжаются уже две недели. В результате правительство Диаба ушло в отставку. Политические консультации по выбору нового премьер-министра пока не увенчались успехом. Один из вероятных претендентов на этот пост — Саад Харири, который лишь в октябре прошлого года покинул правительство под давлением народных протестов. Напряженность вокруг дела об убийстве его отца и давление на «Хезболлу» могут осложнить достижение компромисса среди ливанских политиков.