Белорусы имеют историческое право на поддержку из Москвы
Когда мы говорим, что белорусы и русские это братские народы, то, пожалуй, даже не понимаем, насколько мы близки исторически
Вот, скажем, 1380 год. Куликовская битва. Понятное дело, что ни России ни Белоруссии тогда не было. Но вот на помощь московскому князю Дмитрию приходят русско-литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. Сыновья великого князя литовского Ольгерда и княгини витебской Марии Ярославны. И приводят с собой войска из Витебска, Полоцка, Стародуба, Трубчевска. В «Задонщине» их диалог весьма поэтично описан:
«Молвяше Андрей Олгордович своему брату: «Брате Дмитрей, сами есмя собе два браты, сынове Олгордовы, а внуки есмя Едимантовы, а правнуки есми Сколомендовы. Зберем, брате, милые пановя удалые Литвы, храбрых удальцов, а сами сядем на свои борзи комони и посмотрим быстрого Дону, испиемь шеломом воды, испытаем мечев своих литовских о шеломы татарские, а сулицъ немецких о боеданы бусорманские!»
И рече ему Дмитрей: «Брате Андрей, не пощадим живота своего за землю за Рускую и за веру крестьяньскую и за обиду великаго князя Дмитрея Ивановича! Седлай, брате Андрей, свои борзи комони, а мои готови — напреди твоих оседлани. Выедем, брате, в чистое поле и посмотрим своих полковъ, колько, брате, с нами храбрые литвы. А храбрые литвы с нами 70 000 окованые рати».
Оно понятно, что летописец немного присочинил, не то, чтобы братья Ольгердовичи сильно желали не дать в обиду именно князя Дмитрия Московского. Просто они в целом к Орде плохо относились, и колотили ордынцев всю сознательную жизнь. Андрей, например, размотал ордынцев в битве при Синих водах в пух и прах. Дмитрий в бою с татарами погиб. Ну и просто, были они русскими, православными людьми, именующими себя по месту жительства «литва».
Для русских того времени вообще не было большой разницы между русскими в Москве, Литве, Поднепровье. Однако суть дела в том, что не приди Ольгердовичи на помощь Москве, вся история могла бы повернуться по-другому. И не была бы скорее всего Москва столицей сначала государства Московского, потом Российской империи. Без предков нынешних белорусов пришлось бы нам туго.
И вообще, совершенно недаром в Российской империи в 19 веке историю Великого княжества литовского и русского изучали глубоко и пристально, была целая научная историческая школа. И недаром на памятнике Тысячелетие России в Новгороде есть фигуры и Гедемина, и Ольгерда, и Довмонта, и Витовта. Так Россия оценила вклад русско-литовских, или просто литовских князей в становление русского государства и мира. А само ВКЛ рассматривалось, как историческая русская альтернатива русской же Москве. То есть русское государство с парламентом и прочими элементами средневековой демократии.
Это я все к тому, что в целом ( пусть теперь это не Западная и Московская Русь) у нас есть исторический, человеческий и моральный должок по отношению к соседям. За Мамаево побоище. Когда в Белоруссии люди (и те, кто за и те, кто против Лукашенко) говорят о том, что рассчитывают на помощь Москвы, или на понимание Москвы, на участие в урегулировании (дело не в формулировках), то, историческое право на эту поддержку, они, конечно, имеют полное.