С чего российская душа поет от белорусского провала?
На лицах ваших стыдно мне читать
Злорадства непотребную печать...
Сергей Алиханов
Сперва мне казалось, что все, кто предвкушают с восторгом уход Лукашенко, даже не задумываясь о его сменщике, сошли с ума. Ведь это все равно что полагать: главное – взорвать старый деревянный колхозный мост через реку, а новый каменный от взрыва сам построится! Как пить дать!
Но чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что сумасшествие тут несколько иного рода. Люди самых разных положений и политических пристрастий – от платных кремлевских подпевал до подпевал антикремлевских – просто злорадствуют по поводу краха самого великого постсоветского долгожителя. А заодно и неизбежного в итоге краха последней постсоветской индустриальной экономики: ведь самая вероятная сменщица Светлана Тихановская ясно сказала, что отменит всякую поддержку этому делу. Да и хотела бы не отменять – этой случайной дамке не отстоять увёртливую при диктаторе Лукашенко Беларусь от саблезубых Европы и России, только и ждущих часа ее выпотрошить.
Что думают сами белорусы на сей счет, я могу догадываться. Скорей всего то же, что думали мы все в 1991 году: медицину, образование, пенсии и т.п у нас не отнимут, не посмеют – а стоит лишь свергнуть диктатуру КПСС, какого-нибудь цыпленка в шоколаде точно в награду ниспошлют! Но – посмели, а тем цыпленком накормили лишь ничтожную часть тех, кто шастал за него по митингам. И это митинговое безумие, верящее в обретение чудесного в неясном, знать, все сидит во глубине постсоветских душ.
Но с чего надрывается российское злорадство? Какое счастье нам отломится с вот-вот готового произойти несчастья братского народа?
По этому поводу мне вспоминается анекдот тех же давних лет, что и стихи Алиханова, с которых я начал. На лесоповал привезли японский чудо-станок. Матерый зэк закидывает в него бревно – хрум-хрум-хрум – и с другого конца вылетает готовый стол. И зэки все: «У, тварь!..» Зэк закидывает туда другое бревно – хрум-хрум-хрум – и с другого конца вылетает готовый шкаф. И зэки все: «У, тварь!..» Тогда зэк берет железный лом и закидывает в станок. Хряп-хряп-хряп – и с другого конца высыпается куча искореженных шестеренок. И зэки все: «А, тварь!..»
То же и тут. Белорусское чудо с его уже сказочными для нас Белазами, сплошь гладкими дорогами, процветающим животноводством и т.д. – стало сродни японскому времен СССР. А вся закваска наших либералов с патриотами – все равно старинная, советская: все вышли из одной и той же питерской, московской, владимирской – вплоть до магаданской – подворотни. И потому жуть как приятно если не создать что-то свое, что у нас не удалось ни либералам, ни патриотам – то хоть узреть крушение чужого.
Вот у всей нашей политической радуги во главе с Путиным, кому провал служащего живым укором Лукашенко – бальзам на самолюбие, – и поет душа! Других-то поводов для песнопений нет – а тут это смачное «А, тварь!» В кои-то веки...