Кризис Средиземноморья: чёрная дыра засасывает Ближний Восток и Европу
Напряжённость в Восточном Средиземноморье вновь обостряется до опасного уровня. Турция ответила на греко-египетское морское соглашение, которое «подорвало» посреднические усилия Германии, отправив своё исследовательское судно Oruç Reis вместе с военными фрегатами в Средиземное море. В результате греческие военные переведены в состояние повышенной боеготовности, об этом сегодня, 18 августа, в своём аналитическом материале пишет турецкая газета Daily Sabah
Франция играет заметную роль в эскалации в Восточном Средиземноморье. Пятая республика недавно разместила боевые самолёты на Кипре и провела совместные с Грецией военные учения. В попытке отомстить за унижение в Ливии президент Эмманюэль Макрон призывает Грецию не отступать в конфликте с Турцией, полагает издание.
Напротив, канцлер Германии Ангела Меркель отчаянно пытается разрядить ситуацию с помощью челночной дипломатии между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом. Активность главы немецкого правительства, однако, смутила греков, которые, как предупреждал Эрдоган, особо не доверяют ФРГ. За день до переговоров между Турцией и Грецией при посредничестве Германии Афины, не проинформировав Берлин, заключили с Египтом соглашение о морских границах с целью установления пределов их исключительных экономических зон (ИЭЗ) в Восточном Средиземноморье.
Турецкий лидер ранее обнародовал своё предложение всем прибрежным государствам собраться вместе и договориться о справедливом распределении морских юрисдикций.
«Это предложение, а также дипломатические усилия Меркель заслуживают поддержки со стороны членов Европейского союза. Пытаясь сформировать антитурецкий фронт, Макрон не только подрывает деятельность канцлера Германии, но и показывает миру, почему Евросоюзу до сих пор не хватает последовательной внешней политики. Таким образом, он втягивает ЕС, отодвинутый на второй план во время сирийского и ливийского кризисов, на новый уровень бессилия. Макрон также поддерживает бесконечный конфликт в Восточном Средиземноморье, чтобы доказать, что ЕС просто неспособен разработать „великую стратегию“», — пишет Daily Sabah.
Созвать экстренное совещание ЕС и принять решение о применении санкций и военно-морского флота европейских держав против Турции стало бы неправильным сигналом для всех. Нет сомнений в том, что турки будут сопротивляться попыткам ограничить их морскую юрисдикцию в регионе. Текущий вызов выходит за рамки партийной политики. Если ЕС предпримет антитурецкие шаги, у Анкары возникнет новый вопрос о национальном выживании и турецкий народ начнёт говорить о жёсткой силе, предупреждает проправительственное издание.
Напряжённость вокруг Восточного Средиземноморья с Ливией на одном конце и Кипром — на другом может повлиять на все аспекты турецко-греческих отношений. Они могут превратиться в «идеальный шторм», ведущий к углублению разногласий в Эгейском море, милитаризации региона. Конфронтация в Восточном Средиземноморье чревата окончательным разрушением статус-кво в этой части Большой Европы. Возможность горячего конфликта между двумя партнёрами по НАТО — Турцией и Грецией — делает Восточное Средиземноморье всё более важным пунктом в мировой политической повестке дня.
«Чтобы было ясно, речь идёт не только о конкуренции между Турцией и Грецией за Эгейское море, Кипр и Восточное Средиземноморье. Возможное вмешательство глобальных и региональных держав может создать геополитическую чёрную дыру, засасывающую Ближний Восток, Северную Африку и Европу. Вместо того, чтобы идти по этому пути, мир должен сделать выбор в пользу справедливого распределения ресурсов и стабильности через сотрудничество», — заключает Daily Sabah.
Как сообщало EADaily, на прошлой неделе Турция отправила в восточную часть Средиземного моря военные корабли, заявив, что они предназначены для защиты исследовательской миссии Анкары по изучению континентального шельфа. Корабли турецких ВМС в настоящее время находятся в исключительной экономической зоне Греции. Турция претендует на некоторые морские районы в соответствии с соглашением, которое она подписала с Правительством национального согласия (ПНС) Ливии в ноябре 2019 года.
В этом месяце Греция и Египет заключили собственное соглашение о разграничении своих ИЭЗ в Восточном Средиземноморье, что привело к очередному витку эскалации в регионе. Греция настаивает на том, что обладает эксклюзивными правами на деятельность в тех зонах Средиземноморья, где Турция пытается вести пробное бурение в поисках новых месторождений нефти и газа. Анкара в свою очередь ссылается на условия соглашения, заключённого с признанным ООН ливийским правительством в Триполи.
В середине июля глава МИД Греции призвал партнёров по Евросоюзу подготовить экономические санкции против Турции, если она не прекратит геологоразведку в экономической зоне Греции. Поддержать Афины в этом начинании проявил готовность президент Франции Макрон.
Реагируя на греческие инициативы, турецкая сторона призывает соседа решать спорные вопросы в двустороннем формате, не используя Евросоюз в качестве «инструмента давления».
Вооружённые силы Греции в прошлом месяце были приведены в повышенную боеготовность из-за намерений Турции начать буровые работы недалеко от острова Кастелоризо. Этому предшествовал рост активности на турецкой военно-морской базе «Аксаз», оттуда вышли 15 кораблей, что вызвало тревогу в Афинах. В районе фиксировалась и активность турецкой боевой авиации.