«Мертвые сраму не имут»: каким был кодекс чести воинов Киевской Руси
Самый первый период в истории Средневековья традиционно принято называть Темными Веками. Условной датой начала этой яростной и свирепой поры считают падение Западной Римской Империи в 476 году.
И эти времена, безусловно, заслужили свое мрачное название: в этот период из своих диких степей волнами выливаются орды конных тюркских захватчиков, греческая цивилизация чудом держится под ударами варварских толп, а в далекой Скандинавии рождается могущественная сила, которой предстоит поставить на колени половину Европы.
На самом излете этого тревожного времени, на далеком северо-востоке под знаменами князей из династии Рюриковичей собираются русские рати. Как известно, тяжелые времена рождают сильных людей, которые создают свои суровые правила.
Коротко об источниках
К несчастью, во времена языческой древности на Руси еще не было самостоятельной письменной традиции. Поэтому большая часть данных, свидетельствующих об обычаях, нравах и традициях воинов русских ратей, известна нам преимущественно из двух больших информационных блоков: из записей византийских хронистов и из русских летописей, составленных христианскими монахами спустя несколько веков со времени правления первых Рюриковичей.
Впрочем, это не мешает нам извлечь хоть и неполную, но вполне обширную картину поведения и традиций языческих солдат древнерусского воинства. Безусловно и то мощное культурное влияние, которое было оказано на первые века существования древнерусской государственности западными соседями – норманнами.
Согласно норманнской теории, первые князья Руси были этническими скандинавами. То же самое справедливо и по отношению к элитным частям их армии, как известно, состоявшим частично из могучих викингов. И, хоть процесс их культурной интеграции в общество восточных славян и был довольно скорым, они долгое время сохраняли ту модель поведения, которую диктовали нормы этики скандинавского язычества. Коротко его можно изложить следующим образом: смерть на поле боя – достойная смерть. В целом, хоть славянское язычество известно нам много хуже традиционных верований скандинавов, весьма вероятно, что взгляд наших далеких предков на смерть на поле битвы во многом совпадал с представлениями соседей-норманнов. По той причине, что письменность еще не стала общедоступным благом, кодекс чести русского воина был совокупностью жизненных установок, которые, тем не менее, играли важную роль в жизни ратного сословия.
Из числа ранних русских воителей ярко выделяется фигура князя Святослава, единственного сына князя Игоря и княгини Ольги. Он провел жизнь полную сражений и, снискав славу доблестного воина, сложил голову в битве с печенегами.
Князь Святослав: штрихи к портрету
Князь Святослав в еще очень раннем возрасте остался без отца. Его родитель расстался с жизнью в результате конфликта с древнерусским племенем древлян. Их возмутило, что князь зачастил к ним с целью собрать налог. Дальнейшие события хорошо известны. Княгиня Ольга начала мстить за убитого мужа: убивала послов, а потом и вовсе сожгла древлянскую столицу Искоростень. Святослав, хоть и не был непосредственным участником тех событий в силу своего малого возраста, вероятно все-таки впитывал в себя такую невероятно суровую модель поведения.
В дальнейшем его воспитанием занимался князь Олег, суровый и опытный воин, известных легендарной победой над Византией.
Вопреки увещеваниям матери-христианки, Святослав остался предан язычеству и представлял собой эталонный образчик поведения человека своего времени. Вероятная причина его отказа от православия кроется в том, что в таком случае он растерял бы всякий авторитет в глазах своей дружины. Русский летописец дает такую характеристику князю: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли гонцов со словами: «Иду на вы!»». За этой короткой и емкой фразой скрывается, как видимо, объявление войны. А уж навоеваться за свою недолгую жизнь князь сумел вдоволь: он сражался с византийцами, болгарами, печенегами и хазарами. Примечательно, что государство последних из числа перечисленных, могучий ранее Хазарский каганат, было навсегда стерто с лица земли именно воинами Святослава.
Довольно детальные описания его поведения и наружности были оставлены византийским хронистом Львом Диаконом. Святослав прибыл с дипломатической миссией в Константинополь по воде и первое, что искренне удивило византийцев, это тот факт, что правитель Руси наравне со всеми остальными солдатами сидел на веслах. Вероятно, речь шла о вероятной женитьбе Святослава и греческой царевны, но процесс не задался из-за, опять-таки, нежелания князя переходить в православие.
Показателен и следующий пример: в 970 года между Киевской Русью и Византией разгорелась война. В преддверии одного из боев, когда численный перевес явно был не в пользу русских, Святослав обратился к своим воинам с краткой, но довольно показательной речью: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет».
Смерть Святослава
Князь нашел свою смерть в битве, возвращаясь со своим воинством с Византийского похода, на днепровских порогах он натолкнулся на засаду армии печенегов. Опасаясь вступать в неравный бой, он искал возможности обходных маневров, но судьба была против. В жарком бою Святослав погиб, а из его черепа был сделан кубок. И ведь все-таки не напрасно эту эпоху в истории прозвали именно «Темными веками»…