Суд в Гааге не обнаружил доказательств причастности “Хезболлы” и Сирии к гибели премьер-министра Ливана
ВВС
В специально созданном трибунале в Гааге во вторник зачитывают вердикт по делу об убийстве в 2005 году премьер-министра Ливана Рафика Харири.
Судьи заявили, что им не удалось найти доказательств причастности к этому преступлению ни руководства шиитской группировки “Хезболла”, ни правительства Сирии.
Харири и еще 21 человек погибли в результате взрыва бомбы в 2005 году.
Зачитывая вердикт, судья Дэвид Ре сказал, что и у “Хезболлы”, и у Сирии могли быть причины желать смерти Харири, но свидетельств, которые бы указывали на то, что они были к этому напрямую причастны, обнаружено не было.
Как “Хезболла”, так и правительство Сирии отрицают свое участие в убийстве премьер-министра.
Бомба, взорвавшая автомобиль Харири и его окружения, была приведена в действие при помощи мобильного телефона, принадлежавшего одному из обвиняемых, Селиму Айяшу, который, как установил суд, был связан с “Хезболлой”.
Айяша в итоге признали виновным по всем пунктам обвинения (совершение теракта, заговор и преднамеренное убийство). Троих других обвиняемых оправдали.
Процесс над четырьмя обвиняемыми, которых считают членами ливанской шиитской группировки “Хезболла”, проходил заочно в специально для этого созданном трибунале.
14 февраля 2005 года кортеж президента проезжал по Бейруту, когда рядом был взорван микроавтобус, начиненный взрывчаткой. В результате взрыва пострадали более 220 человек, премьер-министр и члены его окружения были убиты.
Харири был миллиардером и суннитом, у него были тесные связи с США, а также с другими западными странами и государствами Персидского залива.
Он возглавил усилия по восстановлению Бейрута после гражданской войны в Ливане между 1975-м и 1990-м годами.
Убийство Харири привело к тяжелейшему политическому кризису в Ливане со времен гражданской войны, вызвав шквал возмущения: в стране прошли наиболее масштабные за всю историю страны демонстрации протеста, что вынудило правительство Сирии вывести из Ливана свои войска, находившиеся там почти 30 лет.
Судебное расследование в Нидерландах продолжалось 15 лет и обошлось в один миллиард долларов.
Анализы ДНК с места взрыва указывают, что бомбу, убившую Харири и его окружение, взорвал человек мужского пола. Его личность до сих пор неизвестна.
Обвинение настаивало, что, согласно данным использования мобильных телефонов, обвиняемые отслеживали передвижения Харири. Защита утверждала, что подобных доказательств нет.
Лидер “Хезболлы” Сайед Хасан Насралла еще в пятницу заявил, что его не интересуют результаты расследования трибунала, и что он настаивает на полной невиновности членов своей организации.