Добавить новость
ru24.net
Все новости
Август
2020

Вклад мусульман Советского союза в Великую победу

Представляемые тезисы базируются на общеизвестных фактах (так, историография национальных формирований РККА обобщена доц. РИСИ Р.Н. Рахимовым, чьими данными мы в основном и будем пользоваться [1]), и целью является не ввести в научный оборот какие-либо новые сведения, а выявить определенные аспекты участия религиозных организаций страны в Победе на примере уммы СССР и современных интерпретаций этого вклада.

Известно, что муфтием Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) Габрахманом Расулевым был объявлен джихад фашистской Германии. На съезде мусульманского духовенства в Уфе он отметил: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова: „Любовь к Родине – это часть твоей веры“».

Муфтий Габдрахман Расулев передал государству от имени мусульман вклад 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны, на что в газете «Известия» благодарственной телеграммой отозвался И.В. Сталин: «Благодарю Вас за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин». Тогда же Сталин лично разрешил строительство двух новых мечетей, в Миассе и в Башкирии. Также, в 1942 году в Дагестане, например, было собраны средства на аналогичное танковое подразделение. Эта танковая колонна носила имя имама Шамиля. Схожим образом была создана авиаэскадрилья «Азербайджанский колхозник». Мусульмане, как и христиане, во всех храмах призывали к победе советского оружия. Существует известное, хотя и не имеющее документальных подтверждений, предание, что, подобно тому, как вокруг Москвы обносили иконы, вокруг столицы облетал вместе со Сталиным сын знаменитого башкирского суфия Зайнуллы Расулева, тогдашний муфтий ЦДУМ Габдрахман Расулев – это была суфийская практика по защите столицы. Но конечно, основным вкладом по защите столицы и всей страны были не мистические практики.

Естественно, мусульмане воевали, воевали очень хорошо, как и все советские люди. Так 13.11.1941 г. постановлением ГКО № 894 «О национальных войсковых соединениях» было объявлено о формировании сразу 20 национальных кавалерийских дивизий и 15 отдельных стрелковых бригад из представителей народов Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Приуралья. В начале 1942 г. к формированию национальных соединений приказом ГКО от 3.02.1942 г. приступили Закавказский военный округ и Крымский фронт. По нему предписывалось путем перегруппировки личного состава переформировать уже готовые дивизии Закавказского военного округа и Крымского фронта. Так были созданы 4 азербайджанские стрелковые дивизии, причем воевали все четыре: 402-я стрелковая, 223-я стрелковая Белградская Краснознаменная Азербайджанская, 396-я стрелковая, 416-я стрелковая Таганрогская Краснознаменная, ордена Суворова II ст. [2]. Всего было сформировано 19 национальных стрелковых дивизий, 20 национальных кавалерийских дивизий, 15 национальных стрелковых бригад [3].

Удалось реализовать далеко не все. Многие созданные части были расформированы по общевойсковым соединениям, не дойдя до фронта. Так, в связи с тяжелыми потерями на фронте 113-ая Башкирская дивизия был в ходе формирования пущена на маршевые батальоны пополнения и доукомплектование частей прославленной 112-ой Башкирской кавдивизии (удостоенной позже статуса 16 Гвардейской и за взятие соответствующего города боевого наименования Черниговская).

По оценке Р.Н.Рахимова, Башкирская кавдивизия осталась единственной национальной кавалерийской дивизией, прошедшей свой боевой путь на фронте (Кабардино-Балкарская и Калмыцкая кавдивизии в связи с высокими потерями расформированы до конца войны). И здесь важно именно восприятие этих подвигов ныне: для башкир генералы Миннигали Шаймуратов, Тагир Кусимов, Муса Гареев, солдаты Миннигали Губайдуллин и Александр Матросов – национальные герои, не только в советское время, но и именно сейчас, причем их гражданское почитание активно поддерживается снизу, в том числе среди неофициальных объединений молодежи.

Из 15 формируемых национальных стрелковых бригад были отправлены на фронт в 1942 г. пять: 87-я стрелковая Туркменская, впоследствии преобразована в 76-ю стрелковую Ельненско-Варшавскую Краснознаменную ордена Суворова II ст. дивизию; 90-я и 94-я отдельные Узбекские стрелковые бригады участвовали в боевых действиях в 1943–1944 гг., понесли большие потери, были расформированы; 100-я стрелковая Казахская преобразована в 1-ю Брестскую Краснознаменную стрелковую дивизию; 101-я отдельная казахская стрелковая бригада (участвовала в боевых действиях в 1943–1944 гг., расформирована). Мы помним ратный подвиг 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии [4], 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка [5], частей и соединений, сформированных из народов Средней Азии и Казахстана [6]. Башкирская дивизия, например, считалась выдающейся по количеству награжденных бойцов и офицеров, прославлена в битвах под Сталинградом, Черниговом, форсировании Днепра и т.д. Естественно, множество мусульман, «этнических» и «исполняющих», сражалось вне национальных дивизий, как и православных, иудеев, буддистов и т.д.

И здесь невольно возвращаюсь к вопросу об актуальности темы. Думал ли кто-нибудь, что на Украине, под тем же Дебальцевом, где в бою попал в руки немецких нацистов и коллаборационистов-казаков и зверски замучен ими генерал-майор Миннигали Шаймуратов, первый командир Башкирской дивизии, ставший башкирским национальным героем, в XXI веке вновь будут вестись жесткие бои с взбесившимся национализмом, вновь подкрепленным силой мощнейшей державы Запада, претендующей на мировую гегемонию?

Хотелось бы обратить внимание на один нюанс. В числе коллаборационистских антисоветских подразделений гитлеровцами были созданы и формирования из нерусских народов СССР. В частности, был набран коллаборационистский легион, «Идель-Урал», подразделение Вермахта, состоявший из представителей преимущественно мусульманских народов Урало-Поволжья. Для нашей темы важно, что применение «Идель-Урала» оказалось совершенно нецелесообразным на практике. Реального участия в боях они не принимали. Тогда нацисты направили их против партизан. В результате первые же подразделения перешли на сторону партизан, а вот там они стали воевать отлично – как всегда воевали те же башкиры и татары в составе РККА.

Так, в одном из батальонов «Идель-Урала» оказался зять Великого имама Дальнего Востока, вождя башкир-белогвардейцев, Мухаммед-Габдельхая Курбангалиева. Эту историю мне рассказывал внук этого знаменитого имама, Равиль-мулла Ямалетдинов, который мне и показывал наградные листы своего отца. Его отец, Вахит Ямалетдинов, сначала воевал в рядах Советской Армии. Попал в плен. В чудовищных условиях концлагеря был завербован в «Идель-Урал». Как только появилась возможность, он со своими товарищами вырезал подвернувшихся солдат немецкого гарнизона и ушел к белорусским партизанам, с которыми оставался до самого конца войны. Среди них был прославлен как лихой пулеметчик по прозвищу «Ванька-башкир» и неоднократно награжден, после войны всегда радушно принимаем лично партийным главой Белоруссии Петром Машеровым. На примере этой судьбы можно видеть, как в историческом развитии сочеталось исламское самосознание с национальной идентичностью и советской действительностью.

Специалист по этнопсихологии Герхард фон Менде, эксперт из ведомства Розенберга, по долгу службы специализировался по «Идель-Уралу» и провел там очень интересную экспертизу. Изучая психологию личного состава, а также их лояльность к Рейху, он пришел к интересным – и однозначным, выводам. Итог его закрытого доклада, предназначенного для нацистского руководства: по своему менталитету личный состав Идель-Урала это глубоко советские люди.

Эту тему подробно проанализировал казанский исследователь профессор И.А. Гилязов [7]. Фон Менде говорил, что это поразительное дело: они могут ругать Советскую власть, они недовольны ею, но в целом почти все они убеждены в победе Советского Союза. В составе вермахта, при всех победах гитлеровской коалиции, они все равно были уверены, что Советский Союз победит. Его респонденты говорили о том, что больше всего претензий к большевикам по религиозной линии, обижались на Советскую власть, что она притесняет ислам. Если бы не эти репрессии, то, возможно, даже этого недовольства у них бы не было – притом, что уровень жизни был в те годы, мягко говоря, весьма невысок по потребительским критериям.

Следовательно, Советская власть сумела предложить народу то, что ценилось им очень высоко, выше благ личного потребления. За считанные годы была создана очень мощная советская идентичность. Думается, помимо мощного социального проекта, это была, прежде всего, именно солидарность, дружба народов, воплотившая лучшие достижения периода империи и в то же время освободившаяся от важных их недостатков. В СССР был немыслим эпизод, когда мусульманским депутатам Госдумы Российской империи заявили: «Если вам не нравится, можете ехать в Турцию». Они ответили: «Да, если нам не понравится, то у нас не останется выхода, кроме как уехать в Турцию». Но, к примеру, башкиры могли уйти только вместе со своей землей. Позже, во время гражданской войны так и произошло: империя распалась. И собралась только на совершенно иных условиях, как Союз народов. Ныне бессмыслен спор, могло ли это произойти менее жестким, жестоким и затратным способом, мы обязаны лишь сохранить то позитивное, что нам оставили из этого великого исторического урока.

Очень важное из этого урока, защищенное нашими предками для нас и позволившее им победить – именно солидарность, дружба народов, включая сотрудничество традиционных для них конфессий нашей страны. При обсуждении способов ее защиты и развития я вижу следующие интеллектуальные ловушки.

Это, во-первых, соблазн мифотворчества, ревизии истории. В преодолении соблазнов, как известно, бесценен опыт и науки и религии. Мы сейчас все обеспокоены в насколько массовом и агрессивном порядке переписывается история на Западе и во многих странах постсоветского пространства, прежде всего, на Украине. Но это – именно метод цивилизационной агрессии Запада, и если мы сами поддадимся на него, то неизбежно проиграем в таком мифотворчестве, игре по чужим правилам. История уммы России, как и история РПЦ, достаточно славна и не нуждается в преувеличениях.

Во-вторых, прекрасно и полезно для нашей общегражданской идентичности, когда мы исследуем и «коллективно вспоминаем» различные аспекты вклада наших предков в общую Победу: вклад церкви, уммы, партии, каждого народа и т.д. Но до тех пор, пока акцент держится именно на соединении, а не вычленении, разделении вклада. В противном случае эффект получается обратный: раскол вместо солидарности. По той же матрице раскалывали советское общество, СССР. Безусловно, верующие всех конфессий внесли огромный вклад в Победу, как и все граждане СССР, вклад, который переоценить невозможно: потому, что люди отдавали все, что могли, не требуя ничего взамен, кроме Победы.

И христиане, и мусульмане воевали. Но в РККА в Великую Отечественную войну не было ни одной воцерковленной либо мусульманской, в собственном смысле этого слова, части. Даже в Гражданскую войну в некоторых частях, например, башкирских полках и бригадах, вместо комиссаров были муллы. Но после нее подобного не было и не могло быть, а подделки, наподобие лубочных эпизодов в фильме «Штрафбат», только раздражают и сеют конфликты на пустом месте.

К примеру, башкир еще не означает обязательно мусульманин. Для меня как мусульманина, например, – к сожалению, но как для историка – это факт. И он никак не влияет на наше почитание их подвига. Что касается зафиксированного значительного процента верующих в СССР по переписи 1937 г., то нет нужды объяснять разницу, к примеру, между воцерковленным христианином и человеком, который просто считает себя православным, при этом о православии может не знать ничего, и делать себе, например, татуировки с совершенно дикими «рунами русичей». Точно так же, как мог совершать советские обряды, с православием зачастую несовместимые.

То же самое с мусульманами. Вообще, отождествлять национальное и религиозное нельзя (конечно, и отрицать их взаимосвязь – также). Именно из-за игнорирования этого факта у нас такой удивительный разнобой в статистике мусульман в России. Примером тому является заявление на уровне президента России о 20 млн. российских мусульман. Ясно, что в эту цифру суммируется общая численность всех исторически мусульманских народов: башкир, вайнахов, татар, ногайцев, горцев Дагестана, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и т.д., хотя и тогда столько полностью не набрать. Конечно, с научной точки зрения это неверно. Хотя в культурно-историческом, цивилизационном плане смысл в таком подходе можно и найти – именно по аналогии с именованием русских «православным народом».

Для нашей темы важно, что традиционалистский, «сталинский» национальный вариант Советского проекта победил интернациональный «троцкистский», точнее, интернационал-экстремистский. Стало ясно, что нужно все-таки искать какие-то традиционные основы и скрепы общества. Начался постепенный, медленный, противоречивый дрейф в сторону терпимости к религии, которая сложно переплеталась с национальной идентичностью. С другой стороны, удался эксперимент формирования квази-религиозного советского сознания. Наши предки с не меньшим религиозным пылом строили уже Советскую власть, воевали за Советскую власть. Советскому проекту стало уже не обязательно конкурировать с религией.

Духовный фактор в Победе совершенно бесспорен и, в силу условий того времени, был намного шире религиозных форм его проявления, мусульманских либо православных. Он ощущался в самом мировосприятии воюющих народов, в идентичности, в песнях, рассказах, самом, безусловно сакральном, отношении к этой войне, которое, по единодушному заключению ученых, литераторов, общественного мнения, является главным скрепляющим нашу историческую память позитивным цивилизационным маркером российского общества [8]. Религия потеряла роль мэйнстрима в развитии общества (отрицательные последствия чего скажутся спустя поколения, при развале СССР), впрочем, все-таки оставаясь еще достаточно значимой, чтобы с ней считались.

В военное время союз религиозных организаций и Советской власти, как видим, произошел: и с мусульманской уммой, и с православной церковью, несмотря на все гонения на религию в непосредственно предшествовавший период. Преувеличивать близость этого союза не стоит, но он был. В годы войны этот процесс резко катализировался, потому, что пришлось укреплять все виды солидарности перед лицом геополитического противника в экстренном, спешном порядке.

Умма также внесла свой, значительный и беззаветный вклад в дело Победы. И наша ответственность – хранить и творчески развивать те позитивные основы нашей идентичности: высокий духовный и потенциал, основанный на традиционных ценностях, в сочетании с собственной, эффективной в мобилизационный период моделью модернизации; солидарность и дружбу народов, которые позволили советским людям из всех конфессий и вне них вместе победить самого мощного геополитического противника на тот период в самой кровопролитной войне за всю историю России.

Примечания:

1. Рахимов Р.Н. Национальные части РККА в годы Великой Отечественной войны: проблема историографии // Великая Победа советского народа: уроки истории и вызовы современности». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2015. С.47-58.

2. Зейналов Р.Э. Боевой путь 416-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны. Автореф.дисс... канд. ист. наук. Баку. 1963. Он же. От Моздока до Берлина! (Боевой путь 416-й стрелковой дивизии) // Учёные записки Азербайджанского государственного университета. Серия истории и философии. Баку, 1963. № 2; Зейналов Р.Э. Бородецкий Л.С. От Кавказа до Берлина. Баку, 1965; Буниятов З.М., Зейналов Р.Э. От Кавказа до Берлина. Баку: Азернешр, 1990; Боков Ф.Е. Бессмертный подвиг сынов Азербайджана. Краткий военно-исторический очерк о боевых действиях 416-й стрелковой дивизии. Баку: Азернешер, 1971; Мехтиев Б.М. 223-я Краснознамённая Белградская. Баку: Азернешр, 1983.

3. Как отметил Р.Н.Рахимов, по мнению В.В. Градосельского 26 стрелковых, 22 кавалерийских дивизий, 18 бригад. См.: Градосельский В.В. Национальные воинские формирования в Великой Отечественной войне // Военно-исторический журнал. 2002. № 1. С. 24., однако он увеличил количество, засчитав в национальные части именовавшиеся таковыми до Великой Отечественной войны, несмотря на то, что в 1938 г. национальные части в армии были упразднены.

4. Хатукаев А.Т. Славой овеянные. Боевой путь 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Нальчик, 1971; 2-е издание. Нальчик, 1985; В огне закаленные: О боевых делах воинов 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Сборник. Нальчик, 1995; Катанчиев Т.М. Правда о дивизии. К истории 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Нальчик: Эль-Фа, 1999.

5. Джамбулатова З.К. Сыны Чечено-Ингушетии на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Москва: Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, 1960. Т. 2; Ошаев Х. Слово о полку чечено-ингушском. Нальчик: Эль-Фа, 2004; Висаитов М.А. От Терека до Эльбы. Воспоминания бывшего командира гвардейского полка о боевом пути в годы Великой Отечественной войны. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1966.

6. Сухарь М.Я. От Ашхабада до Эльбы. Ашхабад: Туркмен. кн. изд-во, 1963; Атаев Б.А. Боевой путь 87-й отдельной туркменской стрелковой бригады – 76-й стрелковой Ельненско-Варшавской Краснознаменной ордена Суворова дивизии (К 40-летию со дня формирования) Ашхабад: Ылым, 1982; Джиенбаев С.С. Сотая казахская. Алматы: Дайкпресс, 2001.

7. Гилязов И.А Легион «Идель-Урал». М.: «Вече», 2009.

8. Кожинов В.В. Наследники Победы. М.: «Эксмо», 2005.

Азат Тагирович Бердин




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Оскорбивший Джоковича австралийский журналист извинился перед ним






ВЭБ.РФ может стать арбитражным управляющим для банкротящихся предприятий угольной отрасли

Навлинские поэты приняли участие в мероприятии «Строка поэта о героях»

Суд рассмотрит вопрос о доступе к объектам недвижимости Блиновской

В конце 2024 года через Шереметьевскую таможню ввезли около 5 тонн китайских и корейских мандаринов