Что может спасти белорусскую промышленность от полного развала
Уже полторы недели братья-белорусы не могут успокоиться после подсчета голосов на президентских выборах. Усталость от несменяемого Александра Лукашенко и обида за его «невероятные» 80,08% голосов вынуждают их действовать не вполне рационально, нанося ущерб самим себе и своей стране. Уже через несколько недель дадут знать о себе последствия остановки белорусских шахт и предприятий. Хотелось бы призвать братский народ к разуму и подумать, что ждет их в случае прихода к власти госпожи Тихановской.
А ждут их все прелести «украинского пути», результаты которого можно наблюдать последние 6 лет в Незалежной. Разрыв с Россией будет иметь для братского народа поистине катастрофические последствия. Белорусское сельское хозяйство ориентировано на экспорт прежде всего на наш рынок. Если к власти придет оппозиция, то неминуемо начнется обмен взаимными санкциями, и доступ для Беларуси в итоге будет закрыт. В Европе же продукция белорусских аграриев просто никому не нужна, там и так царит жесточайшая внутренняя конкуренция.
«Беларуськалий» держит порядка 20% мирового рынка. Экспорт удобрений является единственным полностью автономным источником получения долларов для Минска, поскольку по нефтепродуктам он зависит от Москвы. На калийном рынке Белоруссия отчаянно демпингует, сбивая цену конкурентам из Канады и России. Вот представим, что реально пришла к власти госпожа Тихановская, и ее команда начала приватизацию. Ведь «Беларуськалий» первым пойдет на продажу, и западные корпорации его купят по «партнерской скидке». А потом просто закроют шахты, чтобы поднять цены на удобрения. И пойдут братья-белорусы стучать касками об асфальт.
То же можно сказать и про промышленный кластер, который умудрился сохранить нетронутым Лукашенко. МАЗ и БелАЗ живы, пока имеют доступ к рынку России и ЕАЭС. После приватизации западными ТНК им будет проще эти автопроизводства «оптимизировать», а то и вовсе закрыть. Освободившуюся нишу займут Caterpillar, Komatsu и John Deere.
Сегодня граждане Беларуси недовольны Александром Григорьевичем за ощутимое снижение уровня жизни. Но они пока не понимают, что в случае победы оппозиции им придется в ускоренном порядке пройти наши «девяностые» с массовой безработицей и обнищанием населения. Через 3-5 лет они сами будут с ностальгией вспоминать «застой» периода Лукашенко. Есть ли какие-то альтернативы этому? Конечно, есть.
Сегодня Белоруссия оказалась между двух огней. Скорее всего, сохранить полный контроль государства над промышленностью и ресурсами у нее уже не получится. Если в Минске верх возьмут прозападные силы, неизбежна «большая приватизация» с последующей ликвидацией конкурирующих с продукцией ТНК производств и закрытием шахт. Также под нож пойдут оборонные предприятия, работающие для российского и китайского ВПК. Если же Беларусь останется в сфере влияния России и начнет интегрироваться в формате Союзного государства, ее перспективы будут значительно лучше.
Да, к участию в приватизационных процессах придет крупный отечественный бизнес, но ситуация в нашей экономике такова, что крайне выгодно эти производства сохранить и модернизировать. Кремль объективно заинтересован в импортозамещении и снижении зависимости от западных технологий и комплектующих. В отличие от прозападной оппозиции, ликвидировать белорусскую промышленность теперь не позволят. Также совместно Москва и Минск вновь смогут диктовать свои условия, например, на рынке калийных удобрений. До 2013 года цены на калий в Азии достигали 1000 долларов за тонну, теперь белорусы продают его по 220 долларов, чем вставляют палки в колеса России и других поставщиков. Кооперация двух союзных стран могла бы вернуть цены на комфортный уровень.