Европейские санкции против Белоруссии носят неправовой характер
Санкционное давление Евросоюза на Белоруссию противоречит принципам современного международного права, считает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин.
Президентские выборы являются внутренним делом Белоруссии
Глава Евросовета Шарль Мишель по итогам сегодняшнего саммита Евросоюза заявил, что главы государств-членов европейской организации выступили за введение санкций против Белоруссии и отказались «принимать» итоги президентских выборов 9 августа.
В санкционный список попадут те лица, которые «применили жестокость» к протестующим и те, кто «способствовал фальсификациям» на выборах. Санкции должны коснуться широкого числа лиц, чей список будет представлен Брюсселем.
Одновременно с этим Мишель подтвердил позицию РФ, что события в Белоруссии являются внутренним делом этой страны. И даже заметил, что ситуация там отличается от украинской, поскольку «в Белоруссии много сторонников России».
Евросоюз решил пойти по умеренному пути, ограничившись санкциями против белорусских ответственных лиц. Поговаривают, что санкции могут быть введены против президента Александра Лукашенко, но это парализует общение Брюсселя и Минска.
По радикальному пути в Евросоюзе вряд ли не пойдут, но даже такие санкции представляют собой вмешательство во внутренние дела.
Заявление Мишеля и других ответственных лиц содержат политическую оценку событий в Белоруссии. Данные санкции являются ответом ЕС на белорусские внутренние процессы, поэтому вместе с поддержкой оппозиции они нарушают международное право.
Существует же в Уставе ООН положение о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
«Любое государство вправе признавать или не признавать выборы, состоявшиеся на территории другого государства. Это суверенное право, и так устроен современный миропорядок. Признание – это не обязанность других государств, а их право. Имеется много ситуаций, когда в мире сосуществуют государства, которые друг друга не признают», - констатирует Лабин.
Самым известным примером являются Израиль и соседние с ним арабские государства.
«Только это не означает, что не признающие друг друга государства имеют право на применение понуждающих действий. Международное право такого не предусматривает, хотя вопрос санкций в последние годы активно эксплуатируется как по поводу, так и без. Я не оправдываю ту ситуацию, которая сложилась в Белоруссии после выборов, но по международному праву данные события трактуются исключительно, как внутреннее дело данного государства», - заключает Лабин.
Носителем власти является народ, который самостоятельно и без вмешательства извне должен сделать свой политический выбор. Либо граждане данной страны признают итоги президентских выборов, либо не признают.
«Возможны оба варианта, но это сугубо внутреннее дело суверенного государства, т.е. народа и власти, которой народом были делегированы полномочия. Санкционное давление на другие государства не согласуется с международным правом. С этой точки зрения ответ однозначный – международное право санкций не предусматривает», - резюмирует Лабин.
В белорусские дела никто не должен вмешиваться
Западная доктрина международного права пытается разработать новые подходы на основе «прав человека». Это уже вопрос, выходящий за пределы суверенных государств, потому что существуют соответствующие международные договоры.
«Есть общепризнанный принцип международного права по обеспечению прав и законных интересов человека. У нас существуют институты, куда мы можем обратиться по данному вопросу – например, в ЕСПЧ, если мы полагаем, что наши права нарушены внутри страны. Поэтому существуют международные правовые инструменты, которыми можно воспользоваться», - констатирует Лабин.
Только приверженцы западного подхода утверждают, что у государств якобы возникает обязанность вмешиваться в чужие суверенные дела, когда тот или иной народ сталкивается с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.
Именно так оправдывались западные военные интервенции последних лет – в частности, военная операция 2011 года в Ливии.
«Под воздействием данных концепций формируется современная западная внешняя политика, выливающаяся в рестрикции и понуждения другим государствам следовать каким-то собственным идеалам», - заключает Лабин.
В такой ситуации всегда возникает вопрос, а кто определяет, массовое или не массовое произошло нарушение прав человека, а было ли они вообще. Ведь по событиям вокруг Белоруссии мы видим их одностороннюю интерпретацию со стороны ЕС.
«Данный тонкий вопрос остается трудно объяснимым. По сути получается безосновательное применение понуждающих мер и решений к другому суверенному государству. Перед нами сложная тема, а трудность ее интерпретации не оправдывает того, что произошло в Белоруссии во время президентских выборов», - резюмирует Лабин.
По этому вопросу нет цифр и фактов, но Лукашенко, как отметил Лабин, согласился с тезисом, что на выборах были определенные нарушения.
«Только с международно-правовой точки зрения данный вопрос все равно должен решаться внутри Белоруссии, без вмешательства извне. Если это только не конструктивная помощь, на которую существует согласие Минска», - заключает Лабин.