Экология на «3». Что не так с «реформой чистоты» и возрождением водоёмов
Многострадальная «реформа чистоты», стартовавшая в январе 2019 года, 1 августа 2020-го из ведения регионального Минприроды перешла в ведение министерства энергетики, ЖКХ и городской среды. Подарочек, надо сказать, так себе: по данным природоохранного ведомства, в первом полугодии текущего года сфера обращения с отходами стала лидером по числу нарушений экологического законодательства.
Эксперимент не удалсяПретензий хватает со всех сторон: жильцы жалуются на регоператоров - мол, те вывозят мусор не по графику и за состоянием контейнеров не следят, регоператоры кивают на несознательных граждан - они мало того, что баки жгут, так ещё и мусор сортировать отказываются.
История с раздельным сбором мусора, уж извините за тавтологию, - тема отдельная. В начале июля регоператоры подвели итоги эксперимента по двухпоточному сбору ТКО и сделали вывод - сортировке отходов жителям региона ещё учиться и учиться. И это при том, что перед участниками эксперимента - жильцами нескольких разбросанных по городу многоэтажек - задача стояла предельно простая: складывать вторсырьё (картон, бумагу, пластик, стекло и металл) в один контейнер, а весь остальной мусор - в другой. «УК Экостандарт» (региональный оператор третьей зоны) баки для вторсырья разместил на двух контейнерных площадках по улице Одесской. В компании подсчитали: за три месяца эксперимента жильцы сложили в контейнеры для вторсырья 1640 кг отходов, и только 656 кг из них, действительно, годятся для переработки.
«Захламленные инородными отходами баки для вторсырья приходится везти на сортировку, что приводит к удорожанию процесса», - комментирует министр энергетики, ЖКХ и городской среды Александр Черепан.
А вот если бы горожане использовали такие контейнеры по назначению, то этапа сортировки можно было бы избежать. Меньше этапов - меньше тариф, но пока эту арифметику мало кто понимает.
Если раздельный сбор ТКО - дело для граждан сугубо добровольное, то содержать контейнеры в чистоте и вывозить мусор вовремя регоператоры обязаны по закону. Нарушил закон – нарвался на штраф. Власти надеются решить проблему, призвав на помощь цифровую модель управления обращения с ТКО - информационную систему, которая позволит контролировать деятельность операторов на всех этапах - от сбора отходов до их утилизации.
Что касается переработки вторсырья, то возможности нашего региона в этом плане достаточно скромны.
«Практически весь пластик перерабатывается на предприятии в Мелекесском районе, - говорит и.о. министра природы и цикличной экономики региона Гульнара Рахматулина. – Небольшая его часть уходит на заводы Подмосковья, картон направляется на фабрики Чувашии».
Цена КрасоткиНа прошлой неделе, проходившей под флагом нацпроекта «Экология», тема обращения с отходами поднималась не раз, как, впрочем, и тема сохранения водоёмов. Из приятных новостей: наш регион вошёл в федеральный проект «Оздоровление Волги» и уже приступил к обновлению очистных сооружений в Новоульяновске и левобережной части областного центра.
«До 2024 года мы должны модернизировать десять таких объектов. Это позволит снизить объёмы сброса сточных вод в Волгу с 93 млн кубометров в год до 31 млн, - объясняет Черепан».
Из неприятных новостей: загрязняют Волгу не только «организованные» стоки, речь о которых шла выше, но и «неорганизованные» (ливневая канализация и пр.). Программы, позволяющие защитить великую русскую реку от смывов с дорог и полей, - пока дело будущего.
Впрочем, решать экологические проблемы по мере их возникновения у нас вообще не принято. Яркий пример – посёлок Мулловка, где летом 2017-го прорвало бардохранилища спиртзавода «Гиппократ». Зловонная жижа, вырвавшись на свободу, практически уничтожила пруд Красотка, окрестные леса и поля.
Экологическая реабилитация местности началась только в этом году: виновник ЧП уже восстановил участок, по которому шёл поток барды, на осень намечена посадка деревьев. Судьба самого завода сейчас решается в суде – минприроды требует приостановить его деятельность на 90 суток. Возродить Красотку планируется на федеральные средства, цена вопроса – 239 млн рублей.