Несрастение
Ненасильственный протест становится угрозой только в одном случае - когда он парализует работу госаппарата. Обволакивает его и топит. А протест ради протеста - да ради бога. Хабаровчане уже 40 дней ходят колоннами, новый губернатор уже давно на хозяйстве, все при деле. В Белоруссии можно собрать десять тысяч, двести тысяч, в столице или в десяти городах - власть остается дееспособной, а потому сам по себе протест вызывает интерес и жуткую ругань в этих ваших интернетах, но на этом и всё. Все СНГ-шные упыри-диктаторы должны в пояс поклониться украинскому майдану - есть чем стращать свое население, благо за святую цель - скинуть Януковича - Украина заплатила уже шестилетним, а в перспективе еще лет десять с гаком перманентным хаосом. Подарок - просто на заглядение. Теперь вообще любой протест можно смело называть майданом и задавать сакраментальный вопрос - вы что, хотите, как на Украине? На что любой вменяемый, конечно, ответит - да ни боже мой. Так - точно не надо.
Пока с идеями и практиками Ганди на постсоветском пространстве не очень. Не выходит результативный ненасильственный протест, как ни тужься. Выхлоп нулевой, политический результат никак не достигается. Тут либо в кровищу и драку, как в Средней Азии или на Кавказе, или на Украине. Или беззубенько и безрезультативно, как в Хабаровске или в Белоруссии.
На самом деле это все, конечно, нормально. Всему нужно учиться. И отрицательный опыт - в любом случае опыт. И если учесть, что Роосия в скором времени пойдет вразнос, то чужой опыт для нас, безусловно, совершенно небесполезен. Чужой и свой.
Устраивать кровавую кашу, как на Украине, конечно, ни при каких обстоятельствах нельзя. И даже если власть будет активно вести к этому и провоцировать бойню (а скорее всего, только на это у путинской своры и будет расчет на случай масштабных протестов и беспорядков), то лучше обойтись без этого. Ненасильственный протест выглядит гораздо более продуктивным по последствиям. Но только в том случае, если он заканчивается политическим результатом. Который в политике всегда один - власть.
Любой ненасильственный протест - локальный, региональный или всеобщий - имеет шанс только в одном случае. Если он приводит к параличу госмашины. Что, кстати, крайне важно с точки зрения именно ненасильственного сценария, так как власть, не имея возможности противостоять распределенному и неструктурированному протесту, старается включить максимальный террор. И даже белорусский ОМОН может показаться травоядным по сравнению с тем, что будут вытворять путинские каратели. Поэтому паралич управления - это гарантия того, что террор режима либо не включится, либо будет гораздо менее опасным и зверским.
Пока же можно констатировать, что ключевая задача двух параллельно идущих и внутренне довольно похожих протестов не выполняется и, возможно, так и не будет выполнена. Белорусы вроде бы смогли на время почти что парализовать управление, но в итоге пока у них из этого ничего не вышло. И, возможно, что и не выйдет. В Хабаровске даже до этого не дошло, хождения строем выглядят круто, но все более бессмысленно.
Конечно, всегда есть вероятность, что протестующие смогут отрефлексировать свои ошибки и попытаются изменить стратегию действий. Но это лишь вероятность. Воплотится ли она - вопрос.