Насколько важно, что у Фриланд нет того финансового опыта, какой был у Морно?
Но первой женщине-министру финансов Канады не хватает опыта Бэй-стрит ее предшественника Билла Морно, который был генеральным директором крупной канадской кадровой фирмы «Морно Шепелл».
Тем не менее, это не тот обязательный и единственный фактор, принимаемый во внимание, когда приходит время выбирать министра финансов, пост, который считается вершиной кабинетных должностей. По мнению нескольких экспертов, у Фриланд есть политические и финансовые навыки, необходимые для успеха, а также важная квалификация в качестве переговорщика.
Джо Оливер, бывший федеральный министр финансов в 2014 и 2015 годах, когда консерваторы были у власти, сказал, что опыт Бэй-стрит, конечно, полезен при главной должности в составе кабинета министров страны. Но есть и другие не менее важные аспекты.
«Прежде чем заняться финансами, я три года был на других должностях. Это было бесценно, - сказал Оливер. - У Христи Фриланд есть политический опыт. Это сослужит ей хорошую службу».
А также и ее «огромный опыт и замечательный послужной список», наряду с доказанной способностью понимать и формулировать сложные идеи, как сказала Камилла Саттон, президент и генеральный директор Women in Capital Markets, некоммерческой организации, которая работает над поддержкой роли женщин в финансовой индустрии Канады.
«Хотя это правда, что у [Фриланд] нет финансовой подготовки в привычном смысле, но у нее, безусловно, есть понимание финансовых вопросов, поскольку она готовила материалы очень продвинутого уровня для крупных изданий», - сказал Саттон.
«Она была автором статей, которые требовали глубокого понимания финансовых реалий».
Джонатан Мэллой, профессор политологии Карлтонского университета сказал, что из-за его огромной роли назначение министра финансов всегда несло в себе особую ответственность.
Однако «предыдущий опыт [министров финансов] сильно варьируется, - сказал он. –Само собой, версия, что премьер-министру нужен человек, пользующийся доверием Бэй-стрит, имеет право на существование. Но это только один из критериев».
Новейшая история министров финансов включает сведения о тех, кто щеголял впечатляющими резюме из мира бизнеса или финансов. Как Оливер и Морно, министр финансов Жан-Кретьена Поль Мартэн был генеральным директором крупной судоходной компании. Министр финансов Брайана Малруни, Майкл Уилсон, был исполнительным директором по инвестициям на Бэй-стрит.
Но другие, занимавшие эту должность, такие как Джон Мэнли и премьер-министры Джон Тернер и Кретьен, все были юристами. Джим Флаэрти был министром финансов провинции Онтарио, затем стал работать в правительстве Стивена Харпера, и он также занимался юриспруденцией до прихода в политику.
Тем не менее, Оливер признал, что бизнес-опыт «очень важен, потому что вы имеете дело с вопросами, затрагивающими деятельность компаний».
«Министры финансов могут оказывать как макроэкономическое, так и микроэкономическое воздействие».
Дуайт Дункан, бывший министр финансов провинции Онтарио при либералах Далтона Макгинти, не считает отсутствие у него опыта работы в финансовом мире каким-либо препятствием.
Дункан сказал, что Фриланд, получившая в свое время стипендию Родса, бывшая основным переговорщиком по USMCA, новому торговому соглашению, которое заменило НАФТА, «больше готова к тому, чтобы стать министром финансов, чем кто-либо с Бэй-стрит».
«Она обладает тем, что невероятно важно для министра финансов, - трезвый расчет, хорошие политические навыки, умение разбираться в международной ситуации, большое влияние на международные финансовые рынки и игроков. Поэтому я думаю, что она, вероятно, один из самых подготовленных министров финансов, которых мы видели за долгое время».
Дункан сказал, что, когда он впервые стал министром финансов, ему пришлось многому учиться. Эта работа не требует, чтобы ее исполнитель был главным экономистом правительства, его/ее задача помогать лидеру страны в принятии решений о приоритетах правительства.
«А это требует не только финансовых, но и политических навыков», - сказал он.
Ребекка Янг, директор по фискальной и провинциальной экономике в Scotiabank, сказала в электронном письме, что рынки не будет беспокоить подготовка Фриланд. Скорее всего, основное внимание будет сосредоточено на общем политическом руководстве в ее исполнении.
Дуглас Портер, главный экономист BMO Financial Group обратил внимание на то, что отсутствие реакции рынка на уход Морно и Фриланд в новой роли указывает на спокойствие инвесторов по поводу того, что на его место пришел человек, с кем игроки на рынке относительно знакомы.
«Учитывая ее выдающийся статус и стаж, а также то, что она тот человек, от которого можно ожидать, что он будет отстаивать свою позицию по ключевым вопросам, отсутствие непосредственно финансового опыта рассматривается как второстепенный вопрос», - сказал он.
Оливер сказал, что одна из самых важных квалификаций для любого министра финансов - это быть на «одной волне» в плане того, куда премьер-министр хочет двигаться с точки зрения общих ориентиров политики. Судя по разговорам, премьер-министр Джастин Трюдо и Морно расходились во мнениях по ряду вопросов.
«Это не означает, что по отдельным политическим вопросам у вас не может быть разногласий или дискуссий», - сказал он.
Мэллой согласился, что в этой кабинетной роли важны хорошие рабочие отношения с премьер-министром.
«Я думаю, что чем более высока позиция — финансы, иностранные дела и так далее — тем более важно, чтобы у них были хорошие рабочие отношения с премьер-министром. Похоже, что у г-жи Фриланд как раз такие отношения с премьер-министром».