Апрельская война и ни словом больше: итоги пресс-конференции Сержа Саргсяна
Лишь некоторое время назад он заявил, что что готов ответить на вопросы журналистов, однако из-за коронавируса сроки пресс-конференции пришлось скорректировать и, наконец, встреча представителей СМИ с бывшим главой государства состоялась 19 августа. Мероприятие было проведено на открытом воздухе с соблюдением правил противоэпидемической безопасности.
Несмотря на то, что спектр интересующих СМИ вопросов очень широк - от политики до экономики, однако были заранее установлены четкие рамки по обсуждаемой теме - апрельская война 2016 года в Арцахе. На все вопросы, не связанные с данной темой, Саргсян довольно деликатно отказывался отвечать, ссылаясь на то, что они станут темой для дальнейших пресс-конференций
Победа или поражение?
С самого начала экс-президент четко дал понять, что считает Армению победительницей в четырехдневной войне, поскольку Азербайджану, несмотря на внушительные потери, не удалось достичь поставленных политических целей. Каковы же были эти цели? По словам Саргсяна, Азербайджан хотел доказать, что карабахский вопрос можно решить военным путем, добиться того, чтобы Арцах перестал являться стороной конфликта и ликвидировать "комплекс пораженчества" в азербайджанском обществе и армии.
Саргсян заявил, что неудачи на поле боя не позволили Баку поставить армянские стороны и международное сообщество перед фактом и вести переговоры с желаемых им позиций.
Мифы и реальность
Напомним, что непосредственно после четырехдневной войны в обществе начали активно муссироваться слухи о том, что у армянских военнослужащих очень старое вооружение и обмундирование, вместо дизеля и бензина в баки военной техники залита вода, а командиры частей отдыхали, пока шли обстрелы.
И хотя эти слухи опровергались, активных шагов по противодействию им не было предпринято. Даже сегодня, спустя больше четырех лет после боевых действий вопрос о том, что происходило на передовой на самом деле, продолжает висеть в воздухе. С целью выяснить правду в Национальном Собрании даже было создана специальная следственная комиссия.
Позиция Саргсяна по данному вопросу не изменилась. По его словам, это слухи, которые распространялись в политических целях.
Относительно того, почему не предпринимались шаги по искоренению данной дезинформации, он ответил, что раньше в этом не было необходимости, поскольку 80% опрошенных респондентов заявляли о победе Армении в апрельской войне, а после "бархатной" революции 2018 года, по его словам, нужно было время для того, чтобы страсти улеглись и люди готовы были услышать правду.
Шла ли речь о сдаче территорий?
"Не было такого и не может быть", - категорично ответил Саргсян на вопрос о том, были ли в период его президентства, в частности, в ходе встреч в Москве, договоренности, в том числе и тайные, по которым Армения шла на территориальные уступки.
Вопросы про комиссию? Не сегодня
В течение всей пресс-конференции экс-президенту и так, и эдак задавались вопросы, затрагивающие деятельность созданной в прошлом году парламентской комиссии по расследованию причин апрельской войны или же заявления отдельных ее членов.
Однако с первой по последнюю минуту пресс-конференции Саргсян отказывался отвечать на такие вопросы, сославшись на желание избежать давления на комиссию. Третий президент объяснял это тем, что решил не затрагивать деятельность комиссии до тех пор, пока не будет представлен ее отчет по итогам расследования.
Как же решить карабахский вопрос?
Экс-президенту были адресованы и вопросы, связанные с непосредственным разрешением конфликта.
"Вопрос Нагорного Карабаха может быть решен только в условиях международного принуждения. Ни один лидер Азербайджана никогда добровольно не согласится на независимость Нагорного Карабаха", - заявил Саргсян.
Касательно договора о стратегической взаимопомощи между Арменией и Арцахом, о котором впервые начали говорить после апрельской войны, он заявил, что документ готов, а его подписание будет похоже на выстрел информационного или дипломатического "Искандера".
При этом третий президент подчеркнул, что в случае широкомасштабной войны Армения будет обязана признать независимость Нагорного Карабаха.
На вопрос о том, почему же тогда этого не было сделано в ходе апрельской войны, он ответил, что военные действия продолжались всего четыре дня.
"Если они продлились бы, мы обязательно признали бы независимость Нагорного Карабаха", - заверил Саргсян.
Упреки властям
В ходе ответов на вопросы из уст Саргсяна не раз прозвучали упреки в адрес действующих властей. Так, говоря о боевых действиях в Тавуше в июле этого года, он провел аналогии с поведением нынешних властей (тогда оппозиции - ред.) в ходе апрельской войны.
"Хотя бы сейчас никто не может сказать, что наши ВС небоеспособны", - сказал он.
При обсуждении эффективности разведки в преддверии четырехдневной войны Саргсян указал, что заявления ряда лиц о том, что правительство в 2016 году обладало точной информацией о готовящемся нападении, сделаны людьми, "которые не имели возможности полностью ознакомиться с предоставленными в этот период и ранее данными, в том числе, и от разведки".
"А если и имели возможность ознакомиться, то плохо представляют, что собой представляют разведданные", - считает экс-президент.
В контексте же армяно-российских отношений он напрямую раскритиковал сделанные действующим премьер-министром Николом Пашиняном в бытность оппозиционером заявления о том, что апрельская война произошла по с ведома и по науськиванию России.
"Считаю, что подобные заявления с политической точки зрения являются невежеством. Люди озвучивают мысли относительно союзников, которые имеют далеко идущие последствия, а не только в данных момент. Россия - наш стратегический союзник и подобные заявления означают обвинение союзника в предательстве", - сказал Саргсян, добавив, что подобное поведение неприемлемо.
Итоги и ожидания
Пресс-конференция продлилась более трех часов и, по сути, была затронута лишь одна тема. Саргсян однозначно указал, что это лишь первое подобное мероприятие и уже под конец было объявлено, что в следующий раз будет обсужден вопрос нагорно-карабахского урегулирования.
В данный момент существующий формат больше похож на прощупывание почвы, поскольку задеты темы, мало знакомые широкому кругу лиц и не возникает места для дискуссий. Возможно, в дальнейшем пресс-конференции начнут затрагивать более обыденные вопросы и начнут появляться дискуссионные моменты, которые безусловно активизируют внутриполитическую жизнь Армении.
Пока же неясно, является этот формат встреч формой подведения итогов десятилетнего президентства Саргсяна или же он закладывает основы для нового витка политической активности. Вероятно, в следующий раз туман над этим вопросом будет уже не столь густым. -0-
Михаил Мелконян, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции