Лицом к огню
За образцовое выполнение трудовых обязанностей и в связи с выпуском 650-миллионной тонны чугуна горновому доменной печи Андрею Брюзгинову объявлена благодарность.
Его всё чаще называют по имени-отчеству - Андрей Сергеевич, - сказываются опыт и стаж работы у горна. А он вспоминает свой первый рабочий день, когда 18-летним пареньком пришёл на первую домну, с одним желанием - доказать родным, знакомым и самому себе, что не боится тяжёлой работы.
- Отговаривали меня от этой затеи, - рассказывает горновой доменной печи Андрей Брюзгинов. - Пугали трудностями, намекали, что не справлюсь, вот и зацепило. Решил стать доменщиком вопреки всему. И стал. За двенадцать лет об этом решении не пожалел ни разу.
В доменный цех Андрей Брюзгинов пришёл в разгар летнего сезона. На улице плюс тридцать градусов, у горна - все пятьдесят-шестьдесят: чем ближе к желобам, тем горячее. По совету наставника - старшего горнового Александра Придеина - соблюдал нехитрые рекомендации, которые научили переносить жару и помогли приспособиться к непростой работе.
- Он учил, что пить нужно больше, но не холодной воды, а чая или минералки, - вспоминает Брюзгинов. - Напоминал о технике безопасности, соблюдении инструкций. Меня поставили на разливку шлака, так он учил, как заправлять отсечные лопаты, как их сбивать, как следить за уровнем налива шлаковых чаш.
За двенадцать лет удалось поработать практически на всех печах. Сейчас рабочее место Андрея Брюзгинова - десятая домна.
У каждого агрегата свой характер, отмечает горновой. Самые капризные - седьмая, восьмая, иногда - четвёртая печи, остальные более покладистые .
- То ход печи ровный, а то вдруг взбрыкнёт, покажет нрав, - улыбается горновой. - Но ничего, усмиряем. Приходится ходить по всем печам, во время каких-то нештатных ситуаций - помогать коллегам. Бригады на всех печах дружные, сплочённые, так что везде комфортно работать.
За минувшие годы работа доменщиков претерпела значительные изменения. Рассказывая об этом, Андрей Брюзгинов поясняет, что говорить об этом приятно: и людям, и экологии стало значительно легче.
- Раньше лёточные массы привозили в больших громоздких брикетах, сейчас в маленьких, аккуратно упакованных "кирпичиках", - перечисляет Андрей Сергеевич. - Установлены новые - с гидравлическим приводом - машины для вскрытия и закрытия чугунных лёток, закрыты желоба, появилась система аспирации, так что выбросов от горячего металла и шлака в атмосферу идёт меньше.
Отметил Андрей Брюзгинов и новую спецодежду - алюминизированные, "космического" вида куртки и плащи. На фоне огромной огнедышащей печи горновые, облачённые в эти защитные костюмы, выглядят живописно.
- Когда пришёл в цех, мне выдали суконку, которой хватало максимум на две смены, - вспоминает горновой. - А когда молодой, то спецодежда портится махом: здесь зацепился, там прислонился. Потом стали выдавать костюмы с огнестойкими накладками, а теперь вот получили "серебряные" куртки и штаны, которые хорошо отражают тепло, защищают от ожогов. В них очень комфортно работать.
А вот лучше войлочной шляпы никто так ничего и не придумал, смеётся Андрей. Она защищает шею и плечи от чугунных брызг и перегрева, а летом хорошо спасает от жары: "держит" прохладу.
Разговор с Андреем Брюзгиновым пришлось прервать: началась подготовка к выпуску 650-миллионной тонны чугуна. Наскоро попрощавшись, он бегом отправился на литейный двор, где его бригада - спокойно и без суеты, как это принято у доменщиков, - готовилась преодолеть очередной миллионный рубеж.