Когда автократии приходит конец?
Для падения любого авторитарного режима необходимо несколько важных факторов.
В прошлой статье я рассказал о том, что для падения авторитарного режима нередко хватает двух факторов – мобилизации протестных масс и раскола элит. Но что же происходит тогда, когда мобилизация масс не привела к расколу элит, или его оказалось недостаточно для того, чтобы восставшие победили?
В таком случае возникает патовая ситуация, и дальнейшая судьба режима, по мнению ученых, начинает зависеть от трех других факторов.
Для начала, в дело вступают Великие идеи, способные поднять и повести за собой те самые протестные массы. То есть идеи не просто о свержении диктатора, а о светлом будущем, которое непременно наступит, но за него нужно бороться прямо сейчас.
Если такие овладевают массами, то люди могут бороться с диктатурой довольно долго. Если же этого не происходит, как было во время «Болотной революции» в России в 2011-2013 годах, то протест постепенно тухнет, а народ возвращается к привычной апатии.
Второй фактор – это финансовый кризис власти. Протесты живут не одними политическими требованиями. Массы часто выдвигают экономические претензии и начинают бороться экономическими методами. Например, устраивая забастовки.
Самый яркий пример – это Польша в 1980-х годах. Главной формой протеста общества против советского режима стали массовые забастовки, которые подрывали его экономическую основу. А против забастовок силовые методы подавления бесполезны, потому что в этом случае нужно не разогнать людей, а, наоборот, заставить их работать на предприятиях.
Кроме того, авторитарные режимы не равны тоталитарным, и превратить страну в один большой ГУЛАГ, где все работают на государство под страхом наказания, не могут. Что и доказывает пример Польши 1980-х, где это оказалось невозможно, и режим в итоге пошел на уступки, а затем и вовсе мирно передал власть другим людям.
Почему же забастовки так опасны для авторитарного режима? Дело в том, что если они примут длительный и массовый характер, то у правителя просто не останется ресурсов, чтобы обеспечивать даже лояльную ему часть граждан. Протестующие будут увеличить свое число, а материальное положение элиты и силовиков ухудшится, что вполне может привести к тому, что они перестанут поддерживать диктатора.
И, наконец, третий фактор – это поддержка революции из-за рубежа. И речь идет не о «печеньках», раздаваемых иностранными чиновниками на протестах, и не о громких заявлениях парламентов других стран.
Нет, речь о том, сможет ли диктатор впредь получать за рубежом кредиты, чтобы оплачивать лояльные к нему группы населения. Как о том, смогут ли протестующие получать помощь от неравнодушных к ним людей за границей, чтобы кормить себя и свои семьи, а также оплачивать адвокатов в случае арестов. Кроме того, если экономика авторитарного режима сильно зависит от экспорта и/или импорта ресурсов, то тогда важную роль начинают играть международные санкции.
В общем, если мобилизация масс и раскол элит не сработали, то для падения автократии нужны Великие идеи, финансовый кризис власти и международная поддержка протестов. Именно эти факторы определяют, одержит ли революция победу или потерпит крах.