Размышления, навеянные событиями в Белоруссии
Евразийцы – диалектики и на все происходящее глядят диалектически. Вот и я как евразиец попробую это сделать по отношению к проблеме насилия в Белоруссии (и призываю к этому вас). Отвлечемся сейчас от эмоций (хотя, конечно, с точки зрения морали нет ничего хорошего в избиениях людей). Констатируем, что перед нами рисуют типичную картинку «цветной революции»: «до зубов вооруженный тиран» (Лукашенко с автоматом) против «мирных демонстрантов со светлыми лицами» (девушки с цветами). Эта картинка, как и всякий пропагандистский штамп, очень упрощает ситуацию: отдельные «мирные демонстранты» на машинах въезжали в милицию, а «тиран» приезжал на заводы – с небольшой охраной в гущу толпы! - словом убеждать рабочих. Но речь сейчас не об этом. Применение насилия, действительно, шокировало определенную часть белорусского общества, особенно городскую молодежь и вообще городских жителей. Но никто ведь даже не спрашивает: «почему?», а между тем ответ очень интересен. Потому что современная белорусская молодежь выросла в обществе, где преступность – одна из самых низких на постсоветском пространстве. Фактически криминогенная обстановка в белорусских городах близка к показателям благополучной, сытой Восточной Европы (да и Западной до «нашествия мигрантов»). Количество убийств на 100 тысяч человек в 2018 году было в России 11, 3, в Казахстане – 8, 1, в Латвии (это уже Евросоюз!) – 6, в Белоруссии – 5, 2! (данные ВОЗ). А в 2017 Белоруссия вошла в топ-10 самых безопасных стран мира по версии Numbeo (Россия там – на 67-месте). Кстати, самой безопасной страной мира является в этом рейтинге … Катар – абсолютная монархия! Его эмир – Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани правит с 2013 года (до этого с 1995 года правил его отец Халиф бин Хамад). В стране нет выборов, партий, профсоюзов. Внимание граждан с шариками – демонстрации в самой безопасной стране мира запрещены. Любые, даже провластные!
За Катаром в списке идут такие «демократии» как ОАЭ, Тайвань, Гонконг… США – на «почетном» 50-м месте – перед Ираком и Ганой…
Однако в начале 90-х в Белоруссии, как в России был разгул преступности, и остановил его не кто иной как Лукашенко, причем, достаточно жесткими полицейскими мерами. С тех пор в Белоруссии выросло 2 поколения, привыкшие к безопасным улицам ночью и не знающих, что такое рэкет. Их-то шокирует «брутальность милиционеров».
Короче, «протестующие Белоруссии» такие мирные и так возмущены действиями ОМОНа, потому что они привыкли к низкому уровню насилия, которому во многом обязаны «диктатору» и его «силовикам». Вспомним, что в 1994, когда Батька шел к власти, он был, собственно, не менее брутален и никого это не пугало, а наоборот - восхищало. В 90-х бандитов на белорусских дорогах уничтожали на месте фуры, набитые силовиками, мало отличавшимися от нынешних… И граждане с восторгом голосовали за Батьку.
Кстати, у нас, в России в 2000-х люди, измученные криминальным уличным насилием, тоже голосовали за человека в камуфляжных штанах, голого по пояс, на коне и с ружьем наперевес. Того самого, кто обещал врагов «в сортире замочить». Да и даже в 2011 российской провинции, еще помнившей о бандах 90-х, казались смешными московские белоленточники с их «культом ненасилия» и «осуждением диктатуры».
О чем это говорит? О том, что власть в Белоруссии упустила, что выросло новое поколение. Оно подобно всем представителям «восставших масс» (по Х. Ортеге-и-Гассету) воспринимает с трудом созданные хрупкие институты цивилизации как естественную данность, за которую никого благодарить не надо. И о том, что если это поколение сейчас победит, то после нескольких лет хаоса они и их дети снова проголосуют за человека с автоматом. Который тогда им уже не будет казаться таким отталкивающим…
Рустем Вахитов