Пикеты, донос и не «Открытая Россия»: рассказ из Нижнего Новгорода
Я начал заниматься гражданским активизмом и вообще общественной деятельностью в 2016 году. Начал с того, что записался наблюдателем на выборах в Государственную Думу. До 2019 года помогал нижегородскому штабу Навального, участвовал во всех мероприятиях. В 2019-м, вскоре после принятия закона о пенсионной реформе, я возглавил шествие по нашей центральной улице, оно было несогласованное. После этого мне дали 12 суток [ареста].
В 16-м году губернатор Шанцев перед уходом своим сделал нижегородцам большую подлянку. Он внес в Заксобрание предложение запретить проведение любых массовых акций на улице Большая Покровская. Это большая пешеходная улица. Якобы жаловались жители близлежащих домов. В 16-м году некоторые митинги и шествия еще разрешены были. Заксобрание предложение одобрило, все акции запретили. Разумеется, не все — крестные ходы как там проходили, так и проходят, агитация за «Единую Россию» предвыборная тоже. А оппозиции возможности проводить там акции, за исключением одиночных пикетов, была закрыта.
С недавних пор и это изменилось. Где-то уже полгода у нас сложилась традиция, что каждое воскресенье нижегородцы выходят к двум часам к драмтеатру и стоят в сменяемом одиночном пикете. Люди стоят каждый с одним плакатом, это началось еще до карантина. Инициатором этого был «Блок 52», это объединение различных как организаций, так и беспартийных граждан. Там и «Объединение перевозчиков России», и движение Платошкина «За новый социализм», и «Другая Россия». Там есть и либертарианцы, и националисты, любой желающий, фактически, может прийти.
Приходило много людей участвовать в пикетах. Это не нравилось властям, они начали под разными предлогами выдавливать с Большой Покровской, чтобы ее зачистить, чтобы ничего вообще там не было. Сейчас у нас до сих пор не снят режим самоизоляции, у нас до сих пор невозможно провести ни одного митинга, ни одного пикета, даже в загонах. Полиция на ходу придумала какой-то закон, что якобы нельзя передавать плакат из рук в руки. Если два человека стоят по очереди с одним и тем же плакатом, это, по их мнению, делает акцию массовой. Соответственно, меня задержали за то, что я стоял с тем же плакатом, с которым стояла девушка, 9 августа. И девушку тоже задержали. На плакате было написано: «Перчатки, намордники, пропуска — что дальше? Кандалы?»
Они сейчас ко всем подходят, всех предупреждают, что якобы нельзя передавать плакат. Но на этом их изобретательность не остановилась, они начали дальше какую-то ерунду придумывать. Если один человек стоит в пикете, а другой раздает какие-то листовки, то это якобы тоже уже не одиночное, а массовое мероприятие.
Самый ад начался недавно, когда они вдобавок решили приплести сюда еще нежелательную организацию. Насколько я понимаю, сейчас идет кампания «Нет!», эту кампанию полиция и прокуратура каким-то образом ассоциирует с «Открытой Россией». Я, собственно, об этой кампании только слышал, я не являюсь ее активистом и никаких подписей я не собирал. Они пытаются связать конкретно меня с этим, несмотря на то, что пикеты начались до того, как я впервые услышал про эту кампанию «Нет!» Я так понимаю, она была запущена уже после голосования, а одиночные пикеты на Покровке начались еще до введения режима самоизоляции. Это абсурд полный.
Там (в административном деле об осуществлении деятельности нежелательной организации — ОВД-Инфо) какая-то полнейшая нелепица — кроме моих фотографий с плакатом, ничего нет. Плакат вот этот как раз с кандалами. Все основано на показаниях Ильи Савинова, это очень известный у нас персонаж, он постоянный стукач Центра противодействия экстремизму. Он написал заявление прошлым летом, когда проходил форум «Свободные люди», на котором было порядка 300 человек. Я был в числе зрителей, меня и еще четверых людей пытались привлечь к ответственности. Меня привлекли в итоге.
Илья Савинов — бывший член ОНФ (Общероссийского народного фронта — ОВД-Инфо), эксперт он какой-то. У него оказались персональные данные мои, других людей каким-то образом, даже граждан из Петербурга и Москвы. На форуме нигде не фигурировала символика «Открытой России», цвета там сине-белые, спикеров там было много, они самые разные, например, там был Евгений Ройзман — он же не имеет никакого отношения к «Открытой России». А я просто сидел в зрительном зале. Все было основано на показаниях Савинова, прокурор нес какую-то ахинею. Он принес мою фотографию, где я сижу в зрительном зале на скамейке деревянной, сказал, что это президиум, хотя даже идиот может увидеть, что там в несколько рядов стоят скамейки, а перед ними, где спикеры, кресла расставлены кожаные. А на скамейках сидели зрители. Тем не менее судья признал всех виновными, кроме одного человека, которого не привлекли, потому что истек срок давности.
Все выписали штраф по пять тысяч, в том числе журналистке, которая там была, чтобы освещать событие. Им наплевать, какая там связь с «Открытой Россией», есть там она или нет, они абсолютно не заморачивались ни с доказательствами, ни со здравым смыслом, вообще ни с чем. То есть они даже не пытались какие-то приличия соблюдать.
Савинов на этом не остановился, в течение года успел еще не один донос написать. Журналистка, которую оштрафовали, у себя на фейсбуке в посте назвала его «гондоном», за это он написал еще одно заявление, ее привлекли за оскорбление.
Недавно во время режима самоизоляции местный известный журналист Александр Пичугин в телеграм-канале написал пост. Он был сатирического содержания, высмеивал Церковь, которая проводит свои мероприятия, подвергая граждан риску заражения. И он написал там что-то вроде того, что какая-то террористическая организация собирает граждан с целью заражения. И вот Савинов написал заявление, что он якобы прочитал пост, воспринял всерьез, испугался, а потом узнал, что это фейк. У Пичугина провели обыск, возбудили дело, забрали всю технику, взяли с него подписку о невыезде, подписку о неразглашении.
Сейчас этот стукач написал очередное заявление, там напрямую содержатся лжесвидетельство. Он пишет, что я — активист кампании «Нет!», что я собирал подписи. Думаю, такое не налезет даже в нашем суде, потому что нигде нет ни одной фотографии, ни одного видео, где я бы собирал подписи, потому что я их не собирал. Я намереваюсь, как минимум, рассматриваю возможность, привлечь Савина к уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Потому что он совершил лжесвидетельство. Он обвинил меня в том, в чем я невиновен.
Вручили мне повестку 23 августа на пикете. Я стоял с плакатом, разрисованным как беларуский флаг, с надписью «Жыве Беларусь», мне вручили повестку прямо там. Я сходил вместе с адвокатом в прокуратуру, посмотрел материалы, и вот снова пойду 3-го числа. Прокурор ничего не говорил. Материалы дела вообще никак не увязаны логически. Там скриншот из официального инстаграма кампании «Нет!», написано, что сбор подписей будет осуществляться у театра Драмы во сколько-то там. У нас еженедельные акции «Блока 52» тоже по воскресеньям в 14:00 у драмтеатра. На основании этого заключили, что это одна и та же акция. Что, естественно, не так. Ничего, кроме показаний Савинова, там нет.
По Савинову есть масса интересной информации в интернете, пишут, что он и его отец устроили стрельбу с одним убитым и одним раненым в Городце, его отец получил порядка 15-13 лет строгого режима, а Савинов-младший — три года и сколько-то месяцев. Я не проверял эту историю, но по описанию там все сходится, там Савинов Илья Леонидович, член ОНФ и гендиректор ООО «Русская усадьба». Это было, насколько я понимаю, еще в 2007 году.
Он постоянно пишет, особенно на всех, где он видит «Открытую Россию», и вообще на оппозицию, постоянно пишет доносы.
Учитывая, что у него вся страница забита прославлением Путина и обличением российской оппозиции, может, это искренняя позиция. Он действительно пишет доносы. Но суть в том, что он пишет неправду. На форуме «Свободные люди» ни я, ни другие его не видели. Он пишет, по всей видимости, не то, что он видел своими глазами. На акциях 2 и 9 августа я тоже его не видел и никто его не видел. Откуда он знает, что я что-то раздавал? Он, получается, придумал? Внешность у него такая броская, я бы его в толпе заметил. Его там не было.
3 сентября я иду в прокуратуру. Сейчас мне грозит вторая административка по 20.33 (статья КоАП об осуществлении деятельности нежелательной организации — ОВД-Инфо), первая еще не сгорела, после этого уже есть риск возбуждения уголовного дела. Могу предположить, что мне вручат документы о возбуждении административного дела. С точки зрения юриспруденции, заявление о ложном доносе можно будет писать тогда, когда будет решение суда, что я не виновен, если мы это докажем в суде.
Сколько это может продолжаться? Человек просто терроризирует оппозицию целенаправленно.
Записал Алексей Полихович