Накануне возобновления переговоров по Косово
После двухлетнего застоя возобновлен диалог между Сербией и Косово о нормализации отношений. Это совпало с проведением по всей Сербии антиправительственных демонстраций, одним из лозунгов которых стал протест против «сдачи Косово». Близкие к сербскому руководству СМИ увидели в демонстрациях «руку Москвы». В МИД РФ назвали такие утверждения «низкопробной заказухой». Эксперты же полагают, что запущенный с ведома сербских властей тезис призван помочь президенту Александру Вучичу добиться от Запада уступок по Косово. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Диалог вышел из тупика
Официальное возобновление диалога между руководителями Сербии и Косово под эгидой ЕС состоялось в воскресенье в режиме видеоконференции. В ней участвовали сербский президент Александр Вучич, косовский премьер Авдулах Хоти, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и спецпредставитель ЕС по Косово Мирослав Лайчак. Сначала представители ЕС пообщались с косовским премьером, потом — с сербским президентом, после чего состоялись переговоры в трехстороннем формате. Итоги подвел Мирослав Лайчак: «Договорились о главных элементах процесса. Согласована и повестка следующей встречи сторон в Брюсселе, 16 июля, которая будет очной».
Диалог между Сербией и Косово был прерван в 2018 году, когда косовские власти, обвинив Белград в проведении международной кампании по отзыву признания Косово, ввели стопроцентные пошлины на ввоз сербских товаров. В начале лета диалог попытались реанимировать США. Однако назначенная на 27 июня в Вашингтоне сербско-косовская встреча в верхах провалилась из-за выдвижения спецпрокуратурой в Гааге обвинений против президента Косово Хашима Тачи в военных преступлениях (см. “Ъ” за 26 июня). После этого инициативу взял в свои руки Евросоюз. В минувшую пятницу президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель совместно с руководством ЕС провели видеовстречу с сербским президентом и косовским премьером. До этого глава Франции пообщался в Париже с каждым из них по отдельности.
«Албанская сторона выдвинула целый ряд требований: сохранение территориальной целостности Косово, его конституции; взаимное признание, а не модель "двух Германий"; членство Косово в ООН, его признание всеми странами ЕС и только потом — проблема пропавших лиц и возмещения ущерба,— поведал Александр Вучич журналистам своего пула после парижского видеосаммита.— Если суть в этом, тогда все бессмысленно». Авдулах Хоти во главу угла поставил взаимное признание Сербии и Косово. А лидеры Франции и Германии в совместном заявлении предупредили: «Нормализация между Косово и Сербией крайне важна для безопасности и стабильности Балкан, а также для перспективы членства обеих стран в ЕС».
Не скрывает сложностей и глава европейской дипломатии. «Обеим сторонам потребуется политическая храбрость. Предстоит период компромиссов и прагматизма. Никогда не было легко найти решения таких старых и болезненных проблем. Поэтому сегодня мы здесь, чтобы предпринять новую попытку»,— заявил Жозеп Боррель по итогам воскресной видеоконференции.
Косовская игра
Возобновление сербско-косовского диалога о нормализации отношений происходит на фоне многотысячных протестов, охвативших на минувшей неделе сначала Белград, а затем и большинство других сербских городов. Протесты вылились в захват здания парламента и ожесточенные столкновения с полицией (см. “Ъ” за 8 июля).
Большинство протестует мирно, иногда даже сидя на площади. Другая группа, заметно меньшая, но более агрессивная, старается пробить полицейские кордоны, забрасывает стражей порядка камнями и бутылками, всячески провоцируя столкновения, после чего от полиции достается всем без разбору.
Отличаются и требования протестующих. Первые упрекают власти во лжи и свертывании борьбы с коронавирусом ради победы правящей партии на выборах 21 июня, из-за чего эпидемия вспыхнула в Сербии с новой силой. Вторые обвиняют президента Вучича в готовящейся сдаче Косово и требуют его отставки.
Близкие же к сербским властям СМИ увидели в антиправительственных демонстрациях «руку Москвы», интересам которой не отвечает нормализация отношений Сербии с Косово. А журналистка одного из них прямо спросила Александра Вучича, «как быть с гражданами России» и других стран в рядах протестующих. Президент от прямого ответа уклонился, обвинив в причастности к беспорядкам «иностранные спецслужбы с целью давления на Белград накануне переговоров по Косово». А на следующий день отменил встречу с послом РФ в Белграде, после чего вылетел в Париж на переговоры по Косово.
Региональные же эксперты видят во вбрасывании тезиса о «руке Москвы в сербских протестах» политическую игру президента Сербии в канун решающих переговоров по Косово. «Вучич чувствует себя неуверенно и ищет поддержку на Западе, намекая, что, мол, русские хотят его свалить, чтобы он не решил косовскую проблему, и что если он уйдет, придут русские,— считает бывший сербский вице-премьер, а ныне известный эксперт Жарко Корач.— Однако эта политическая игра Вучича, когда он уверяет Запад, что защищает Сербию от российского влияния, а Россию — что без него Сербия была бы в НАТО, сильно поистрепалась».