Не "Бессмертный полк": Митинг за Фургала по лекалам Навального
Накручивать градус напряжения в Хабаровске команда арестованного по подозрению в организации убийств конкурентов губернатора Сергея Фургала принялась буквально сразу с момента его задержания. Сначала прошли якобы стихийные митинги, а затем после массированной подготовки в соцсетях состоялось несанкционированное шествие, которое пресс-служба главы региона совершенно открыто транслировала на своём официальном аккуанте в Instagram. Внимание привлечь удалось, а вот решить задачу – нет. Устроить провокацию с задержаниями и "народным бунтом" не удалось. А правоохранители демонстративно – по неофициальному, как стало известно Царьграду, приказу Москвы – не стали никого задерживать.
По идее, субботний многотысячный митинг в Хабаровске в поддержку арестованного губернатора должен был стать отрезвляющим сигналом для Кремля: с Фургалом погорячились, народ бунтует, так нельзя, мол, и надо тихой сапой идти на переговоры и уступки.
Главный посыл такой: народ недоволен тем, что законно избранного им главу региона (взамен изрядно надоевшего всем его предшественника Шпорта), который набрал 70 процентов голосов на выборах, жёстко отстранили от власти, предъявив ему обвинения в организации убийств аж пятнадцатилетней давности.
То есть, проще говоря, Москве ставили ультиматум – не сбавите обороты, получите революцию регионального масштаба да ещё и с элементами сепаратизма на Дальнем Востоке.
Участников митинга собирали в соцсетях. На противников устраивали травлю
Подготовка к выступлениям стартовала буквально сразу после задержания губернатора. И проходила она по ставшей уже классической схеме организации митингов несистемной оппозицией в Москве и других городах, которыми рулили Навальный и Ко.
То есть были задействованы крупнейшие паблики в социальных сетях и "система оповещения" через мессенджеры, которые отрабатывали кейс под названием "честный губернатор, который не угоден Путину".
Педалировали сразу несколько позиций: "У нас забрали законно избранного губернатора", "Почему вспомнили о тёмном прошлом только сейчас?", "Арест незаконный, никакого криминала не было, его придумали", "Сроки давности давно вышли", "Если будем молчать, Москва пришлёт своего, управляемого чиновника".
Одновременно был вброшен тезис о том, что свободному волеизъявлению собираются помешать – поэтому для информационной атаки зарядили интернет-ботов, задача которых – внести сомнения в правильности действий тех, кто хочет выступить в поддержку Сергея Фургала, а также очернить, собственно, его персонально.
Более того, была озвучена (и стократно повторена) даже сумма за каждый пост "против": 15 рублей.
Таким образом, всех, кто высказывал иную точку зрения, автоматически записывали во враги, засланные казачки и варяги.
Человек, не знакомый с пиар-технологиями, обкатанными, как мы помним, на московских протестах, не заметит этого. Но в реальности всё очевидно, достаточно присмотреться: любое "неправильное" высказывание оперативно отслеживалось, на него сразу следовали комментарии типа: "А, вот он – бот! Отрабатываешь свои 15 рублей?". А если присмотреться, такие отповеди писались одними и теми же людьми – модераторами,
– объяснил Царьграду политтехнолог Сергей Резников.
Собственно, продолжает он, это и есть то, что называется "формированием общественного мнения".
Пользователей со всех популярных площадок убеждают, что все, кто за Фургала, – молодцы, патриоты и честные люди, а те, кто против, – наймиты, пропагандисты.
"И беспроигрышный ход – несколько сканов с пустыми страницами липовых "ботов": вот, мол, ребята, они реально есть, мы говорим правду, – рассказывает эксперт. – В реальности схема-то проста – такие страницы создаются заранее, в несколько минут, от имени выдуманных персонажей пишется оскорбительная чушь в адрес "правильной" категории, а потом их "разоблачают". Ничего нового, но вполне наглядно и действенно".
Расчёт был на беспорядки и задержания
10 июля – на следующий день после задержания – состоялось несколько "стихийных" акций и даже флешмоб в виде выстроенных в надпись "Я/Мы Фургал" автомобилей.
Фотки, конечно, в мгновение ока оказывались на популярных интернет-площадках и в СМИ: известно, что сумма на сопровождение деятельности региональных властей составляет порядка 300 млн рублей, так что разгуляться есть где.
А 11 июля после этой информационной подготовки с оповещением, когда во всём крае только младенцы, пожалуй, не знали о предстоящем несанкционированном митинге, состоялось, собственно, само шествие.
И здесь акценты уже немного сместились – получился второй месседж федеральному центру: "Нужны перемены", "Крупнейшая акция на Дальнем Востоке", "Такой поддержки среди населения в стране ни у одного другого губернатора нет", "Это только начало, дальше будет хуже".
И тоже получилась классика жанра: появились новости, подхваченные СМИ, что этот митинг "самый крупный в России", а народ на него собрался стихийно, получилось до 60 тысяч человек – то есть примерно десятая часть всего населения краевого центра. Для митинга это на самом деле круто. В подтверждение – фотографии "нескончаемого потока людей". Фокус в том, что такие картинки делаются "на раз" любым нормальным оператором – под нужным ракурсом,
– говорит Резников.
Поэтому не было никаких 60 и даже 35 тысяч, а вышли-то значительно меньше – около десяти тысяч. Это данные объективного контроля.
Да, безусловно, это тоже много.
Однако надо понимать, что это, во-первых, уже около 2 процентов населения, во-вторых, непосредственно на площади было и того меньше, тысячи три, в-третьих, даже если вспомнить электоральную поддержку Фургала на губернаторских выборах (порядка 325 тысяч избирателей проголосовали за него по всему Хабаровскому краю), то на призыв поддержать арестованного главу региона на улицах отозвалось далеко не большинство.
Расчёт был, безусловно, на то, что начнутся стычки с полицией (митинг-то несогласованный), драки с провокаторами и беспорядки.
А та самая искра, из которой следовало разгореться пламени, не зажглась. Правоохранители демонстративно никого не задерживали, не вмешивались и вообще вели себя по большому счёту индифферентно. Почему? А потому, что, по информации Царьграда, был получен как раз-таки совершенно чёткий неофициальный приказ из Москвы: не мешать, не создавать напряжения.
Команду дал Жириновский, а информатаку обеспечил Навальный?
Вопрос, кто за этим стоит, сейчас один из самых обсуждаемых.
Некоторые специалисты полагают, что команду дал Жириновский, недовольный тем, что так обошлись с представителем его партии, одним из "кошельков" ЛДПР.
Кто-то считает, что команда Фургала задействовала ресурсы уже упоминавшегося Алексея Навального, которого, как известно, мёдом не корми – дай только пораскачивать лодку и попротестовать.
Версии интересные, но, по всей видимости, верные только отчасти.
Владимир Вольфович, надо полагать, был в курсе, что акции пройдут. Но вряд ли рулил этим процессом. Иначе бы выступления состоялись не только в Хабаровском крае (помимо самого Хабаровска, они были в Комсомольске-на-Амуре – около полутора тысяч участников, в Николаевске-на-Амуре и Амурске – меньше сотни), но и в других регионах присутствия либерал-демократов. Опыт у соколов Жириновского есть, и по несколько десятков людей они могли вывести во многих крупных городах. Этого не состоялось.
А "навальники" – те, как уже говорилось, за любой шум, однако есть опасность "спалиться" и потерять свою аудиторию.
Нет, у Фургала есть, прежде всего, собственный немалый потенциал.
Если кто забыл, под контролем его семьи и окружения аккумулирована значительная часть предприятий края. И там работают люди, которые получают зарплату "у него", а не от кого-то другого. И им аккуратно "подсказали", что проблемы арестованного губернатора непременно отразятся и на их самочувствии, хотя, конечно, это ерунда – государство даже с учётом вероятной посадки Фургала и возможного ареста его активов не будет гробить крупнейших налогоплательщиков региона. Внешнее управление – да, возможно, ликвидация – нет.
Другой момент – пресловутый административный ресурс, которым обычно корят партию власти, но в данном случае он у команды губернатора.
Пресс-секретарь Фургала цинично сравнила митинг с шествием "Бессмертного полка"
По данным инсайдеров Царьграда, стратегической организацией протеста занимался первый зампред правительства Хабаровского края и руководитель аппарата губернатора, бывший омоновец Владимир Хлапов: он и сам сейчас живёт под угрозой присоединения к Фургалу.
За подготовку атрибутики и мобилизацию нужных ботов в соцсетях отвечал помощник губернатора Захар Синяговский – самое доверенное его лицо. И, надо сказать, с задачей справился на пять: вбросы были сделаны, листовки и наклейки отпечатаны, переговоры с нужными группами проведены.
А взаимодействием с медиа по долгу службы занималась пресс-секретарь главы региона Надежда Томченко: это по её команде всё происходившее транслировалось в официальных группах в соцсетях.
Правительство края не просто выложило у себя в "Инстаграме" видео с несанкционированного митинга, но и сравнило его с шествием "Бессмертного полка". Скрин: официальная страница правительства Хабаровского края в Instagram.
Она же, кстати, выпустила лицемерное сообщение, сравнив акцию за упрятанного за решётку шефа с... шествием "Бессмертного полка".
Цитируем его дословно:
"Спасибо за вашу поддержку! Такого единодушия еще не видел ни Хабаровский край, ни Дальний Восток, ни Россия. Мы уверены, что вы будете услышаны.
Всё началось с мирной акции поддержки. А ваше шествие по центральным улицам Хабаровска уже сравнили с "Бессмертным полком".
Сейчас мы обращаемся к вам с просьбой не допустить беспорядков и задержаний. Вы свою позицию высказали. Мы её разделяем вместе с вами и уважаем, это дорогого стоит. Но мы призываем вас к благоразумию. Агрессия может навредить всем, в том числе и губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу".
Здесь, мадам Томченко, вы пробили дно – морали, логики, справедливости и так далее.
Провести параллели между несанкционированным митингом за арестованного по обвинению в явном криминале чиновника и всенародной акцией в память о погибших на фронтах Великой Отечественной?
М-да уж.
Очень хочется, чтобы этот пассаж оценили жители Хабаровского края.
А акции протеста, впрочем, только сделали хуже: результат-то получился совершенно обратным.
Автор:
Александр Степанов