Между Финчером и Финчером: чего не хватает российскому сериалу «Водоворот»?
От комедий и развлекательного контента российские киноделы решили резко прыгнуть в сторону чего-то крайне мрачного, отдающего какими-то лавкрафтовскими мотивами, зловещей хтоникой и безусловным торжеством драматического психологизма. На выходе получился сериал «Водоворот», эксклюзив одного из отечественных онлайн-кинотеатров. Но все ли так хорошо? Обо всем по порядку.
«Водоворот» — это детективная история с элементами триллера и социального комментария, главный сюжет которой крутится вокруг загадочных исчезновений никому не нужных подростков в московской ночной глуши. Все они становятся жертвами некоего языческого ритуала, который маньяк не стесняется стримить в даркнете. Главные герои, в лице не самых ординарных полицейских Москвы, берутся за это кошмарное и гнетущее их дело, чтобы раскрутить уже водоворот зла, сгущающийся над городом.
На первый взгляд, «Водоворот» старается найти свое место сразу рядом с несколькими уже нетленными произведениями, такими как «Зодиак», «Семь» и первым сезоном «Настоящего детектива». Серьезность выкручена на максимум, окружающий персонажей мир — это страшное и пугающее место, где все моральные ориентиры вывернуты наизнанку, где каждый второй подросток принимает наркотики, а главный протагонист-полицейский в лице Владимира Вдовиченкова уходит из семьи к своей коллеге. Депрессивность и мрачный психологизм давят на зрителя буквально с первых секунд картины, как будто заявляя: «Мы сделали все крайне жестоко и невероятно серьезно».
И по началу гнетущий флер Москвы с ее нетипичными локациями и завязкой с элементами сектантского и религиозного фанатизма пробирает и не дает зрителю оторваться от происходящего. Но чуть позже сериал начинает бессовестно тормозить и вязнуть в открытых сценарных ветках.
Тут вам и трагедия молодого полицейского-наркомана, который снова срывается из завязки, тут и обида дочери на ушедшего из семьи отца, и горем убитая девочка-бунтарка, которая старается найти свое место под солнцем, почувствовать себя хоть немного счастливее. Причем в попытке воссоздать некий мрачный реализм, авторы как будто намеренно перегибают планку, что уничтожает первичный вау-эффект, зрителю приходится делать над собой усилие, чтобы снова поверить в то, что такое беспросветный негатив может происходить постоянно, без перерывов на какой-либо юмор или просто очень душевный момент.
Герои начинают давить, не в самом лучшем смысле этого слова, а образ антагониста перестает вызывать неподдельный ужас и страх, так как его тоже успевают ввести как действующего персонажа, проявляющего какие-либо эмоции. Если в том же «Настоящем детективе» личность злодея была нераскрыта до самого конца, что заставляло продолжать просмотр, то в случае с «Водоворотом» это все не работает.
Впрочем, похвалить сериал конечно же можно, учитывая то, что вышли далеко не все серии. Визуальная составляющая — отдельный вид искусства, на которое можно любоваться не отрывая взгляда. Длинные проезды камер, игра со светом, ландшафтом, спецэффектами и выбранными локациями — браво.
Но все еще чувствуется некоторая неудовлетворенность, как после фильма «Мэнди», где инфернальность и хтоника главных злодеев нагнеталась безумно долго, а в итоге не пришла ни к чему. Если дальнейшие серии сделают что-то невероятное с главным злодеем, то сериал можно будет назвать успешным. Пока что это лишь занимательный и очень нетипичный для российского кинематографа эксперимент, ознакомиться с которым хотя бы на уровне пилотных серий явно стоит.