ПАРК СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА: КАКИМ ОН БЫЛ И КАКИМ БУДЕТ
В парке Северного речного вокзала кипит работа. На каждом пятачке либо рабочий, либо техника. Работы начались зимой 2019 года, а их окончание запланировано на начало осени – парк должен стать подарком столице ко Дню города. И в этом деле задействованы почти все структуры Комплекса городского хозяйства Москвы.
В планы вмешалась пандемия коронавируса – на два весенних месяца пришлось прерваться. Правда, строители вернулись на свои рабочие места уже в середине мая. Но вот работы по благоустройству в самом парке, за которые отвечает Департамент капитального ремонта, не возобновлялись до середины июня. Поэтому сейчас исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК» Марина Байлозян очень торопится. Регулярно ездит на объект и проходит по нему от и до: от территории Национального теннисного центра до церкви Феодора Ушакова и от Ленинградского шоссе до канала имени Москвы.
Деревья подсказали
Можете себе представить, – говорит она, показывая на макет парка, который стоит в штабе строительства, – когда мы начали работу, здесь много чего не было! По чертежам, которые мы обнаружили в архивах, в парке должно быть четыре аллеи, параллельные Ленинградскому шоссе, и девять перпендикулярных, то есть он имеет строгую геометрическую планировку. Однако в наличии была только часть аллей: главная аллея, аллея, ведущая от главных ворот к зданию вокзала и еще четыре в разных частях парка. Остальные были утрачены.
Что там у нас на плане
Марина показывает на южную часть парка. Здесь на плане обозначен большой квадрат. Как будто главная аллея – это рукоятка молота с навершием. В середине квадрата расположены цветники, вокруг них павильоны, а по периметру обрамляющих его дорожек – площадки. На плане они кажутся небольшими, но на деле площадь каждой – около 200 кв. м.
– Вот этой части тоже не было, – поясняет Марина. – Восстановить ее нам помогли… деревья! Они высажены по периметру этих площадок и четко обозначали их границы.
По проекту это будет замечательное место для тихого отдыха. Часть площадок будет оборудована для детей, часть – для игры в шахматы или иного проведения досуга. Марина Байлозян считает, что парк станет идеальным местом отдыха для людей всех возрастов и увлечений. Здесь можно будет посидеть со стаканом кофе, полюбоваться рекой, цветниками, скульптурами и погулять по аллеям.
Чертежи и реальность
О проекте парка Марина рассказывает с увлечением. Показывает на план и все время говорит: этого не было, это было утрачено… Что-то потеряли недавно, а что-то – давно. Например, чугунную решетку ограды практически растащили в лихие девяностые годы. А вот когда исчезли часть дорожек и две чаши фонтанов – неизвестно. Вместо одного из них была сделана грубая чаша из бетона, выкрашенная в голубой цвет и размером меньше той, что фигурирует на чертеже. Также неизвестно, когда были утеряны и заросли больше половины парковых дорожек и почти все площадки для отдыха.
Поэтому проектировщикам пришлось закопаться в архивы, поднять старые чертежи проекта Шафранского, фотографии. А вот людей, которые помнили, каким был парк, осталось очень мало. Ведь он был построен в конце тридцатых годов, а уже в конце восьмидесятых начал приходить в запустение! Планировку парка разработал инженер зеленого строительства Т. П. Шафранский. В ее основу легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, что характерно для советского садово-паркового искусства 1930 – 1940-х годов.
Так что невольно возникает вопрос: а насколько чертежи соответствуют тому, что было в реальности? 30-е годы XX века – тяжелое, неспокойное и довольно бедное время. Время, когда основные силы страны были брошены на поднятие производства. Действительно ли получилось у создателей парка то, что они задумали?
И, может быть, то, что создается сейчас, спустя более 80 лет, силами Комплекса городского хозяйства города Москвы, будет больше, значительнее, великолепнее, грандиознее и прекраснее того, что было? Может же быть такое, что реконструируют не реальный парк, а проект парка?
Не только бетон и гранит
Над этим вопросом Марина Байлозян слегка задумывается, а потом отвечает так:
– Вы знаете, деревья высажены именно так, как все это выглядит на чертеже. Вообще озеленение в парке очень хорошее, поэтому мы огораживаем каждое дерево на период благоустройства парка.
При строительстве парка гранит использовался только на входной группе. Здесь стоит скульптура «Водный путь» – девушка с поднятым над головой корабликом. Она бетонная, но стоит на гранитном основании. Из гранита выполнены и столбы, обозначающие проход к зданию Северного речного вокзала. А вот у скульптуры «Спорт» в глубине парка основание из бетона. Кстати, все гранитные элементы будут отреставрированы, собственно, как и сами скульптуры.
При этом нельзя приуменьшать грандиозные работы, которые были выполнены для строительства и канала имени Москвы, и самого парка. Здесь было ровное место, по которому ходили люди. И сам канал создавался не только методом рытья русла, но и методом поднятия его берегов. Парк Северного речного вокзала разбит на огромной насыпи – пять с половиной метров земли и песчаного основания, десятки тысяч тонн грунта потребовалось привезти сюда!
Возникли проблемы и с оградой. Ее столбы были установлены на бутовый фундамент (в его основе лежат довольно крупные, неровные камни). Удивительно, как эти столбы вообще столько простояли!
Но вот деревья в парке действительно хороши! За столько лет они разрослись, окрепли. Отлично сохранились и исторические аллеи – кленовая и липовая. На деревья в парке возложена сложная миссия – они должны защищать парк от шума оживленного Ленинградского шоссе. Марина Байлозян добавляет, что на самой близкой к шоссе аллее парка будет выполнена рядовая подсадка деревьев, которая со временем станет своеобразным шумозащитым экраном. А вот в глубине парка тишина и покой обеспечены.
Старое и новое
Большая часть парка реконструируется по сохранившимся чертежам. Будет сохранена советская стилистика – ограда оформлена венками с пятиконечными звездами, на клумбах преобладают красные цветы. Вот разве что материалы будут использоваться более качественные и долговечные.
Однако есть и новинки. Например, вдоль набережной появится уменьшенная копия канала имени Москвы со шлюзами. А в самом парке новый смысл обретет здание котельной. Когда-то она была построена для того, чтобы отапливать здание Северного речного вокзала. В ходе благоустройства к зданию вокзала были проложены новые коммуникации, и котельная оказалась не у дел. В ней появится кафе.
А туристов от здания Северного речного вокзала будут забирать современные элетрошатлы.
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото автора.