Село Никольское и Олимпийская деревня
Через несколько дней исполнится сорок лет со дня открытия московской Олимпиады-80. К её проведению была построена Олимпийская деревня на колхозных полях относящихся к селу Никольскому. Посмотрим на жизнь этого села и послушаем воспоминания жителей.
"Это обработка своего участка, лошадью конюха, у которого список был на недели расписан. Сам он лишь ее на участок приводил, и деньги получал."
Село находилось на стыке четырех современных районов Москвы рядом с Боровским шоссе на реке Самородинка там где сейчас ул. Лобачевского встречается с Мичуринским и на «Малой земле».
Карта: http://retromap.ru/m/#0120090_051952_z15_55.680125,37.481489
Поселение появилось во второй половине XVII века. Тогда, после эпидемии моровой язвы 1655 года, прокатившейся по окрестным деревням, сюда были поселены славяне белорусско-польского происхождения. Некоторое время деревня Никольское была во владениях патриарха, затем перешла в собственность государства.
По сведениям историка И. Е. Забелина, во второй половине XVII века село упоминается ещё как деревня «Никольское, что была прежде Телятино, на речке Селятинке, как стала прозываться в этой деревне речка Раменка (судя по всему, имеется ввиду Очаковка)». Сельцо Никольское Московского уезда Сетунского стана. Входило в одно владение с селом Троицкое-Голенищево, сельцом Аминьевым, деревнями Гладышево, Каменная Плотина и Матвеевская. В 1766 году в ведении Коллегии экономии. На картах XVIII века Никольское уже обозначается как село; там была построена церковь Николая Чудотворца, по которой село позднее и получило своё название.
В конце XIX село вновь упоминается как деревня «Никольская» (восьмого уряда Голенищевской волости), «близ Боровской дороги при речках Очакове и Раменке», в «пяти верстах от Смоленского шоссе». Возможно, старый храм пришел в негодность, а новый был построен в начале двадцатого века (упомянут в 1913 г) на высоком берегу речки Самородинки на Т-образном пересечении улиц Староникольская и Московская (http://retromap.ru/m/#0619335_051968_z15_55.679096,37.477798). Церковь была кирпичная побеленная.
Крестьяне были небогатыми, в основном сажали огороды на продажу в Москву. Следы их огородов до сих пор видны, по всей территории парка обнаруживаются кусты хаотично растущего хрена.
После 1917 года село Никольское стало центром Никольского сельсовета, в состав которого вошла также деревня Никулино. В селе был организован колхоз.
В 1930-е гг. закрыли Никольский храм.
В ноябре 1941 г., по словам современников, в селе стояли дальнобойные орудия. Именно тогда и была взорвана церковь под предлогом, что она может служить ориентиром для немецкой артиллерии и авиации (так-же поступили и с некоторыми другими московскими храмами).
В августе 1960 года Никольское и прилегающие территории включены в черту Москвы, сначала в Ленинский, а в 1968 году в Гагаринский район. Улицы села стали называться Юхновская, Староникольская и Новоникольская.
К моменту строительства Олимпийской деревни в 1979—1980 годах деревенская застройка Никольского была практически вся снесена. К тому моменту в Никольском проживало около 500 человек и было 157 домов. Сейчас о существовании бывшей деревни напоминают сохранившиеся старые яблони и груши (плодоносят до сих пор) рядом с улицей Лобачевского и близ прудов Олимпийской деревни, и следы в рельефе в виде огородов.
Есть мнение, что Олимпийская деревня должна была стоять на месте села: «Но когда сделали подомовой обход жителей, выяснилось, что нужен не один дом для переселения. В домах жили по две и более семей. Вот тогда и было принято решение строить ее через овраг на колхозном поле. Жителей выселяли и перевозили за гос. счет. Знаю семью, где были родители и взрослые разнополые дети. Но счета т.е. дом не разделен. Им дали трехкомнатную и вывезли имущество, вручив ключи. Перевозили через недельку после согласия на переезд назначив день подачи машины Автотранса. Сначала дома после выселения поджигали, но однажды чуть соседний дом не сожгли и стали это делать выборочно. Дом родственников выселили в 1976 и сожгли. Жителей переселяли в разные районы: в Очаково на улицу Марии Поливановой, Бирюлёво, Медведково, Ясенево, Орехово-Борисово.»
«Деревня находилась на возвышенности. На краю оврага находилось кладбище. Часть могил обрушилась оползнем. захоронения при ликвидации села были перенесены на Хованское кладбище, но не все. Кто-то не захотел тревожить могилы и их просто сравняли с землей.»
"На пересечении с Коштоянца, колонка была. В футбол играли в коробке, за домом 15, потом попить)) А виден, конечно, дом 7. С правой стороны дом "бабки-щевелихи". Щавель продавала у "стекляшки". Яблоки у нее были мммм. В 77-78-м всех выселили. А яблони, кстати, опять плодоносят. Где "Середка", три года подряд собираю, после Спаса. Таких и сортов, сейчас, нет("
По Юхновской улице проходила часть маршрута 120-го автобуса московского городского транспорта.
В газете московских транспортников "За отличный рейс" 70-х гг. часто поминается Никольское: зимой из-за невозможности автобусов ФАПТ маршрута № 120 нормально спуститься с крутой горы к кладбищу и подняться от него, а в остальное время из-за разбитых дорог, низкой скорости движения машин на линии и регулярных срывов графика движения.
Выше, после подъема «был Т- образный перекрёсточек и движение далее было односторонним. Знак "кирпич" и поворот "направо" висел так, что летом из-за листвы плохо просматривался и ГАИцы частенько здесь подрабатывали.»
Школа стояла на Московской улице и состояла из двух учебных помещений (классов) и жилища учителя.
«Было всего два учителя. Одну звали Вера Герасимовна Кличугина (эта фамилия была очень распространена в селе). В нашем помещении были вроде два ряда парт. Один ряд - первоклашки, второй ряд парт - третий класс. В другом помещении второй и четвертый. После первого класса мы переехали на другое место жительства, но за третий класс я все стихотворения уже знал.
Учительница сначала с нами занималась, многие сверстники помнят, что мы в первом классе делали. Прописи марали и крючёчки выводили. Мы малевали, а она в это время с третьеклассниками занималась. Вела русский, литературу и математику. За школой был огород учителей и нас на сбор и прополку учительница брала.»
Детвора Никольского:
В селе был клуб, называемый «Бомбей» (может быть по причине засилья индийских фильмов?).
«Мы никогда не предлагали сходить на танцы или фильм. Просто говорили: «пошли в "Бомбей"» - почему и кто придумал загадка.»
«"Серёдка" - это тоже местный жаргон.
Да, это перекресток примерно в середина села. Перекрестков, где в основном собирались, было на селе четыре. Там, на Московской улице, был деревянный магазин и единственная телефонная будка на его углу.»
«Магазин охранялся тетей Нюрой, жившей в 13-м доме.»
«Здесь производилась выгрузка товаров в магазин. Вытоптанность как писал ранее, вызвана тем, что это общая площадка автобусной остановки (пятачок) и она же вход в магазин, в который вело несколько ступеней. Насколько припоминаю, окна в нем были только с этой стороны напротив витрины. Даже вроде витрина была буквой "Г" и хотя был один продавец, было две очереди при наплыве покупателей. Одна полка с хлебо-булочными изделиями и крупами. Второе торговое место для вино-водочный продукции и сигарет. Вот продавщица и ходила от одного отдела к другому.»
Скотный двор был каменный и это было самое длинное здание в деревне.
Олимпийская деревня. На холме с отдельно стоящими деревьями сразу за крышами домов и за прудами (бывш. река Самородинка) - место где была деревня Никольское: