Востоковед оценил вероятность военного вторжения Китая на Тайвань
КНР и Китайская Республика разделились в 1949 году, когда коммунистические силы под руководством Мао Цзэдуна захватили континентальную часть страны, выгнав националистический режим партии "Гоминдан" на остров Тайвань. После этого обе страны жили своей жизнью, при этом считая себя истинными наследниками всей территории дореволюционного Китая.
Так, постепенно в погоне за величием Мао Цзэдун покорил соседние Тибет и Синцзян, населенный мусульманами. Затем пришел к власти Дэн Сяопин, который не будучи формальным главой КНР сумел поставить экономику страны с плановой экономики на капиталистическую, чем обеспечил гигантский рывок в развитии. Кроме того, он сумел вернуть Гонконг и Макао, которые некоторое время принадлежали Великобритании и Португалии.
Тайваньский вопрос
Как отмечают авторы статьи в Bloomberg Иэн Марлоу и Синди Ванг, текущий лидер Китая Си Цзиньпин старается не отставать от своих предшественников. Он создал лагеря перевоспитания в Синцзяне для подавления инакомыслия, а также укрепил позиции Пекина на спорных рифах в Южно-Китайском море.
Тайвань опасается, что аппетиты Китая не убавятся и тот захочет завоевать остров, который Пекин десятилетиями считал своей мятежной провинцией. За полвека существования Тайбэй успел побыть членом ООН, утратить поддержку международного сообщества из-за роста влияния Пекина, сменить авторитарный режим на демократический, а также стать лидером в области электроники и высоких технологий.
Глава МИД Тайваня накануне заявил, что Китай "может искать предлоги для начала войны или конфликта, наращивая готовность к применению силы". Он выразил обеспокоенность в связи с тем, что Пекин пытается жестко подавлять инакомыслие в Гонконге. Того же мнения придерживается Вашингтон, который ранее отменил торговые привилегии для автономии и теперь грозит новыми санкциями.
Американские власти выразили готовность обеспечить Тайваню защиту от прямой агрессии КНР и регулярно отправляют к острову военные корабли. В свете этого возникает реальная угроза открытой конфронтации США и Пекина.
Источник: wikipedia.org - AxeEffect / CC BY 3.0
Китайские приоритеты
Политолог-китаист Борис Подопригора в беседе с "ПолитЭкспертом" отметил, что Китай способен осуществить силовой захват Тайваня, но не станет этого делать. По его мнению, Пекин изо всех сил стремится к тому, чтобы решить проблемы Гонконга были решены в политическом поле. Это подтверждают все китайские политологи, которые хотят сделать из этой ситуации пример слияния двух систем в одной стране. Поэтому власти делают все, чтобы не проливать кровь.
Тайвань же в данном случае не является приоритетом КНР. Эксперт отметил, что часто встречается с политиками из Пекина, которые даже не касаются темы острова. Он полагает, что для них это проблема даже не четвертого порядка.
"Мы с вами традиционно воспринимаем политические решения как направленные на то, что в течение трех, пяти или десяти лет будут достигнуты определенные политические цели. Китайцы не мыслят такими категориями. Для них не важно, через 50 или 100 лет Тайвань вернется в Китай. На встречах с авторитетными политиками тема Тайваня даже не поднимается. Есть некая идеологическая аура, в которой комментируются события, связанные с этим островом. Но это явно не сегодняшняя задача", – заметил Борис Подопригора.
Индию в этом вопросе даже не стоит рассматривать как пример китайской экспансии. Эксперт подчеркнул, что недавний инцидент на границе с КНР является мелкой стычкой, имеющей глубокие корни. Речь идет о борьбе за клочок земли, не превышающей 150 гектаров. А это не является поводом для раздувания масштабов конфликта до уровня современной войны. Эксперт подчеркнул, что ни одна из сторон даже не понимает острой реакции оппонента. Поэтому вряд ли эта проблема коснется высших политических инстанций.
Источник: Федеральное агентство новостей
Столкновение полюсов
Переломить ход событий может отношение США к тайваньскому вопросу. Политика Вашингтона более чем агрессивна и одновременно мало продумана, считает Подопригора. По его мнению, Американцы слишком яро воспринимают КНР как некую империю зла. Сами китайцы, скорее, недоумевают от такой политики. Пекин и Вашингтон уже много лет работают вместе, строя технологические структуры, которые позволяют обеим странам чувствовать себя достаточно уверенно. Американцы же напирают на лидерство коммунистической партии, которое, по сути, осталось лишь как элемент китайской традиции.
Эксперт уверен, что КНР не хочет ничего переделывать за пределами своих границ. Такое желание прослеживается с Гонконгом, где властям хочется успокоить ситуацию как можно быстрее. Но в отношении Тайваня иная политика.
"США развернули совершенно дикую информационную кампанию против Китая. Это сейчас возведено в некий культ. Едва ли не в каждой третьей американской газете говорится о китайской природе пандемии коронавируса. Но об этом ли говорить, когда американская система здравоохранения обрушилась. Вот в чем проблема. А США пытаются так все вывернуть, что дело в китайцах, у которых во главе стоит коммунистическая партия", – считает политолог.
КНР такое отношение изумляет. Китайцы не понимают, почему американцы хотят разорвать налаженный конструктивный диалог. Эти отношения уже не просто устоялись, а стали стабильным фактором, международной политикой экономической практики. Подопригора подчеркивает, что порядка 30-40% всех товаров, требующихся для мирового среднего класса, производятся в Китае. Заменить Пекин на этом поприще попросту некому.
Источник: wikimedia.org - Public Domain
Политический неудачник
Каждый американец, попадающий под определение человека среднего класса, уже свыкся с тем, что вокруг него большинство предметов сделаны именно в КНР. Поэтому антикитайские лозунги американского лидера Дональда Трампа стоит расценивать, скорее, как предвыборные, считает политолог. Он выразил опасение, что именно эта риторика станет основной в текущей президентской гонке.
"Если президент Трамп сочтет, что для дальнейшего разговора с Китаем важно разорвать те отношения, которые уже есть, то такого исключать нельзя. Потому что у Трампа очень острая ситуация. Он имеет репутацию неудачника. Этот фактор очень сложно какими-то другими обстоятельствами преодолеть. Так себя проявил президент Трамп. Виноват он в этом или нет (скорее, нет), но тем не менее. Сейчас ему нужно выдвигать совершенно стратегические лозунги. "Зато я сделал, что наметил". Например, решил побороть Китай", – подчеркнул китаист.
Он выразил предположение, что в этом вопросе Пекин подходит более объективно. Китай верит, что риторика США носит лишь локальный характер и не окажет на геополитику существенного влияния.
Ранее политолог-востоковед Евгений Сатановский оценил планы США завязать дружбу с Россией против Китая. По его мнению, это циничный подход, который заставляет Москву отказаться от сотрудничества с потенциальным крупнейшим экономическим и военно-политическим партнером.