Наперегонки с вирусом. Не превратится ли марафон Шойгу в кошмар для врачей?
С подачи дочери министра обороны в столице РТ проводится первый с начала пандемии массовый забег, на который участники придут с семьями
2 августа Казань станет одним из 85 российских городов, где пройдет «Забег.РФ» — на маршрут от «Ак Барс Арены» до центра семьи «Казан» выйдут 800 участников. Организаторы российского марафона на 120 тыс. человек получили одобрение Роспотребнадзора и теперь намерены попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Сами спортсмены COVID-19 не боятся, хотя вирусологи от этой идеи не в восторге. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
станет ли казань ТРЕТьей СТОЛИЦей БЕГА?
В конце недели Казань ожидает первое крупное спортивное мероприятие после коронавируса — забеги на 1, 5, 10 и 21 км под брендом «Забег.РФ». Это федеральная сеть спортивных ивентов, одним из организаторов которой выступает проект «Лига героев». Возглавляет лигу младшая дочь министра обороны России Ксения Шойгу. В этом году она задалась целью вписать «Забег.РФ» в Книгу рекордов Гиннеса как самый масштабный марафон в истории. Согласно сайту мероприятия, планируется участие 85 городов и 120 тыс. участников.
Впрочем, в этом году замах на Книгу рекордов Гиннеса, кажется, под сомнением — на стартовой странице сайта забег.РФ перечислен всего 31 город, которому разрешили проводить забеги в офлайн-режиме и 18 в формате онлайн. Компанию столице РТ в списке офлайн-участников составляют Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль и другие. В онлайн бегуны выйдут на дистанции в Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Йошкар-Оле и в Уфе.
В Казани забеги проводит Timerman, организовывающий серию спортивных ивентов на территории республики. Как рассказал «БИЗНЕС Online» основатель компании Вадим Янгиров, организаторы получили согласие на «Забег.РФ» как от федерального, так и от регионального Роспотребнадзора.
«Планируется участие 800 человек на всех дистанциях, — сообщил Янгиров. — Казань организовывает это мероприятие не впервые, и по опыту прошлых лет могу сказать, что если бы оно проходило в обычных условиях, то количество возросло бы в два-три раза. Но, учитывая эпидемиологическую обстановку, мы пошли на сокращение марафона и также приняли особые санитарные меры. Так, например, на линии старта мы установили индивидуальные ячейки, чтобы люди могли выходить на дорожку с соблюдением социальной дистанции».
Опираясь на широкую географию участников «Забег.РФ» берёт на себя право определять беговую столицу России. Выбирают её на основе трёх критериев — среднее время всех участников, средняя скорость и соотношение участников к общему населению города. Казань удостаивалась звания беговой столицы в 2017 и 2018 годах, но тогда, в обычных условиях, в марафонах участвовало порядка двух-трёх тысяч спортсменов. В этом году аналогичную посещаемость ожидают только на Казанском марафоне.
Гораздо более массовый казанский марафон-2020 власти республики в этом году уже переносили дважды — сначала с мая на август, а теперь и вовсе на 10–11 октября. В прошлом году в марафоне приняли участие около 10 тыс. человек из 32 стран, и в Timerman не сочли нужным урезать мероприятие по числу участников — всё-таки это событие года в беговой жизни Татарстана и ведущий продукт компании. Зато в случае с «Забег.РФ» усечённый формат был уместен, так как этот марафон входит в федеральную франшизу, и его организаторы не посчитали целесообразным переносить забег.
СТАРТ И ФИНИШ В МАСКАХ И ПЕРЧАТКАХ
До «Забег.РФ» спортивная жизнь Казани ограничивалась матчами «Рубина» и регбийной «Стрелы», которые проводились в особых условиях с 10%-ной заполняемостью трибун. Зрителей рассаживали после дезинфекции, при наличии масок и перчаток, через два-три места друг от друга. В происходящем на поле участвовало ограниченное число людей (вместе с тренерами меньше 50-ти), которые тоже соблюдали особые требования. Сейчас речь идёт о том, чтобы сразу 800 человек в близости друг от друга пробежали по одной и той же дистанции, пусть и в разное время.
Старт каждого из пяти забегов запланирован в «Ак Барс Арене», в дальнейшем трасса доходит до центра семьи «Казан» и обвивает его. Финиш у всех в зависимости от длительности дистанции разный: так, бегущие 1 км даже не покинут пределы стадиона, а участникам забега на 21 км придётся обойти «Казан» и вернуться обратно.
Timerman принял следующие меры предосторожности, о которых сообщил у себя в соцсетях. Войти на арену, стартовать и финишировать можно будет только в масках и перчатках. По ходу дистанции спортсмены могут снимать их, так как закрывать себе нос и рот маской во время забега не только неудобно, но и опасно для здоровья. Коронавирусные «доспехи» придётся снова надеть приближаясь к финишу. Медали будут вручаться волонтёрами в пакете в индивидуальном порядке, без церемоний награждений. Как подчеркнул Янгиров, на линии старта будут установлены индивидуальные ячейки. Выпускать из них будут по пять человек каждые пять секунд, что поможет избежать привычного для начала забега столпотворения.
Мероприятие проходит одновременно с началом действия третьего этапа плана министра спорта РФ Олега Матыцина. В начале пандемии министерство разослало регионам пошаговые рекомендации по снятию ограничений в спорте. На первом этапе разрешались тренировки спортсменов сборных на базах, на втором внутренние соревнования с ограничениями по зрителям. На третьем этапе разрешаются международные турниры. Однако действует негласная практика: все крупные спортивные мероприятия переносятся на осень. Такая участь постигла не только Казанский марафон, но и Игры стран СНГ — мини-Олимпиаду для представителей содружества, которая изначально должна была пройти в Казани в августе, затем перешла на первую половину сентября, теперь готовится к очередному переносу.
«ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ТО, ЧТО ТВОРИЛОСЬ НА „Я ВЫБИРАЮ НЕБО“… ЛЮДИ, ПОХОЖЕ, НИЧЕГО НЕ БОЯЛИСЬ»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с некоторыми участниками предстоящего забега. Сергей Степанов выбрал дистанцию в 10 км. «У меня нет специальной подготовки к марафону, придерживаюсь общих рекомендаций, — рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — У меня двое детей, работа, времени остается мало, но я уделяю тренировкам от трех до пяти дней в неделю. Мне важно пробежать марафон прежде всего для себя самого, важно понять что я смогу. Лежать на диване перед телевизором вредно для здоровья, поэтому такие мероприятия готовят меня морально и физически». Сергей не боится заразиться короновирусом. «Я считаю, что если у тебя сильный иммунитет, то ты не заразишься, или он пройдет в легкой форме, таких вирусов десятки» — говорит он. Степанов говорит, что на забег придет со своей семьей, которой «тоже интересно будет посмотреть на это мероприятие».
Адель Сунгатуллин побежит вместе с подругой на дистанции в 10 км. «Это далеко не первое подобное мероприятие, в котором я участвую, но в этот раз оно будет отличаться, — заметил Сунгатуллин. — Будет жесткий контроль за участниками, чтобы все были в масках и перчатках на стартовом, финишном коридоре. Старт будет проходить, как я понял, из специальных ячеек, в которые будут вставать по пять человек каждые пять секунд. Контакт будет минимальный». По словам Аделя, болельщиков и детей организаторы марафона призывают не брать с собой. «Поэтому я по трассе забега припаркую свой автомобиль, и недалеко от него будет находиться моя семья, в финишный городок их не потащу, — говорит он.
Собеседник издания вспомнил, как в Казани в прошлые выходные проходил фестиваль «Я выбираю небо». По его словам, по уровню опасности сравнение марафона с авиашоу было явно не в пользу последнего. «Если посмотреть, что там творилось, там люди, похоже, ничего не боялись, — чуть не щеками друг о друга терлись, и все в порядке, — указывает спортсмен. — Никто на это не реагирует, всех все устраивает. Но в плане спортивных мероприятий почему-то жесткий контроль. Заразиться можно где угодно. Когда мы тренируемся, мы не тренируемся в маске, это неудобно. И на свежем воздухе нужно дышать воздухом, а не маской. Из-за того, что забег проходит на улице, а не в помещении, мне кажется, риски заразиться минимальны. Я надеюсь. Опаска есть, но не сильная».
На дистанцию в 21 километр настроен Евгений Маеров. «Я всегда готов к забегу, регулярно тренируюсь, — рассказал он. — Марафон веселее обычной тренировки, это же первый старт сезона. Заразится я не боюсь, бежим все-таки на свежем воздухе. Болельщиков не будет, мы соблюдаем элементарные правила безопасности».
«ОТКРЫТОЕ ИЛИ ЗАКРЫТОЕ ПОМЕЩЕНИЕ, РОЛИ НЕ ИГРАЕТ»
По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты высказались о том, смогут ли легкоатлеты «убежать» от коронавируса. Доктор медицинских наук, вирусолог института им. Гамалеи Виктор Зуев считает, что сейчас проведение спортивных марафонов опасно. Он подчеркивает, что надо смотреть на то, что происходит с количеством инфицированных коронавирусом — становится их больше или меньше. «Из этого надо исходить, а я смотрю, в Москве количество заболевших не особо-то снижается, поэтому в столице забеги были бы излишними», — сказал он в разговоре с нашим изданием.
По мнению Зуева, проводится мероприятие на открытом воздухе или нет, не так важно. «Мы можем заразиться и на открытом воздухе, — подчеркнул он. — Все зависит от эпидемиологической ситуации в конкретном регионе, городе, деревне. Просто надо немного сообразовывать свои действия с ситуацией, в которой находитесь. Вот и все. Открытое или закрытое помещение, роли не играет. Кучкование есть кучкование. Инфекционный агент можно передать вне зависимости от того, будем ли мы стоять рядом под деревом или сидеть в закрытом помещении рядом в креслах».
Кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии ИФМиБ КФУ Павел Зеленихин указывает на то, что на свежем воздухе аэрозоль, который выдыхает человек, хорошо разбавляется. «Забег не вплотную будет проходить, поэтому большой опасности нет, — полагает эксперт. — Даже если кто-то из спортсменов будет болен, другой человек рядом с ним вряд ли сможет заразиться. Чтобы заболеть, нужно, чтобы определенное количество вирусных частиц попало в организм. Если кто-то пробежал или стоял, то за короткое время подхватить вирус маловероятно». Впрочем, полностью исключать этого нельзя, предупреждает собеседник издания. «Все равно же люди будут взаимодействовать, контактировать, и так далее, все это риск увеличивает, — говорит он. — Но, скорее всего, не намного, при условии соблюдения дистанции».
Станет ли марафон первой ласточкой для других массовых мероприятий под открытым небом? Зеленихин в этом не уверен. «Это то же самое, что с ресторанами, насколько вы можете быть уверены, что будут осуществляться все противоэпидемические меры на должном уровне? — задается он вопросом. — Я гарантировать это не могу. Могу только сказать, что любые взаимодействия, контакты, даже самые минимальные, увеличивают риск. Зависит от того, как все организовать. Увеличение риска может быть минимальным, либо большим, если все организовано будет неправильно. Чтобы полностью избежать риск, контакты нужно ограничивать. Очень много факторов, которые влияют на конечный итог. И каждый случай надо рассматривать отдельно, чем скопом все разрешать. Многие легкомысленно относятся к вопросу личной безопасности».