Поляки во главе с Мачеревичем перепутали Рижский мир с катастрофой под Смоленском
Вывод польской комиссии о российском тротиле в разбившемся самолете Качиньского не воспринимается серьезно даже в Варшаве, считает эксперт Совета по международным делам, полонист Станислав Кувалдин.
Польша пожинает плоды работы Мачеревича
Польская комиссия по повторному расследованию крушения Ту-154 президента Польши Леха Качиньского под Смоленском утверждает, что тротил, якобы ставший причиной крушения этого самолета, был заложен во время планового ремонта в России.
На справедливый вопрос, а зачем тогда понадобилось взрывать Качиньского над Смоленском, а не в другой территориальной точке, в Комиссии не ответили, видимо посчитав его неуместным в свете столь важных открытий.
Качиньский 10 апреля 2010 года с группой высших польских руководителей летел в Смоленск, где хотел принять участие в траурных мероприятиях в Катыни, но президентский самолет разбился при посадке в сложных погодных условиях на неподготовленный аэропорт.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 назвал главной причиной этого крушения решение экипажа не уходить на запасной аэропорт, а факультативными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Первая польская комиссия под руководством главы МВД Еже Миллера пришла к аналогичным выводам, но после смены правительства в Польше позиция Варшавы изменилась и энергичный Антоний Мачеревич начал новое «расследование».
Этот одиозный политик занимал пост министра обороны Польши и прославился серией провокативных заявлений, чрезмерных даже для националистической партии «Право и справедливость», которая с 2015 года полностью контролирует Варшаву.
Неформальным лидером этой партии является Ярослав Качиньский – брат-близнец погибшего президента. Он не занимает официальных постов, является депутатом Сейма, но его влияние в Польше больше, чем у президента Дуды или премьера Моравецкого.
С другой стороны, Качиньского и партию «Право и справедливость» не стоит напрямую связывать с этой историей, поскольку Мачеревич является самостоятельным феноменом польской политики. Из его высказываний СМИ периодически составляют хит-парады.
Мачеревич называл российские военные учения на западном направлении прелюдией к «горячей войне» с Польшей, утверждал, что Египет перепродал России вертолетоносцы «Мистраль» за один доллар. Говорил о тестировании на поляках в Силезии электромагнитного оружия некими силами, в которых угадывалась Германия, и называл смоленские события «терактом» с целью лишения Польши руководства.
Эти недюжинные мысли Мачеревич высказал во время пребывания в должности, из-за чего его заявления постоянно приводили к скандалам.
Данная история отражает проблемы внутренней политики Польши
«У этого заявления вряд ли будут большие последствия, потому что эта комиссия не имеет официального статуса. Деятельность комиссии Мачеревича не имеет четкого определения со стороны польского государственного аппарата», - заключает Кувалдин.
Если ситуация осложнится, а такие выводы не будут выгодны польскому руководству, то в Варшаве могут запросто заявить, что государство никак не связано с сомнительной деятельностью Мачеревича.
«Комиссия не имеет отношения к польскому следствию по этой трагедии, которое ведется прокуратурой», - констатирует Кувалдин.
Эксперты комиссии не обладают официальным статусом. Они были привлечены к работе Мачеревичем, у них просто нет необходимых компетенций для проведения такого расследования и для установления причин катастрофы под Смоленском.
«Эта комиссия не один раз ставила под сомнения официальные версии катастрофы, причем самые разные аспекты произошедшего – по тем или иным причинам. Это не привело ни к каким последствиям кроме громких заявлений и выступлений», - резюмирует Кувалдин.
В первую очередь эта комиссия работала не для очернения России, а для того, чтобы обвинить в заговоре, бездействии, халатности или в содействии Москве в этом преступлении бывшую польскую правящую команду во главе с Дональдом Туском.
Туск в течение пяти лет был председателем Евросовета и давление на него с помощью этой искусственной истории было частью большого политического конфликта между Варшавой и Брюсселем. В Польше традиционно любят будоражить и извращать в своих интересах очевидные вещи, а затем требовать то военные репарации с Германии, то контрибуцию с России за Рижский мир 1921 года.
«Поэтому эта история является крестовым походом не против России, а против Туска и партии «Гражданская платформа», - заключает Кувалдин.
«Гражданская платформа» остается в Польше главным оппонентом «Право и справедливости». Президент Анджей Дуда на последних президентских выборах выиграл у ее представителя Рафала Тшасковского с перевесом в 2% голосов.
«Министерство иностранных дел РФ будет следить за тем, какие выйдут официальные заявления по этому поводу в Варшаве, и спровоцирует ли эта эта история реальные шаги. Если их не будет, то Москва ограничится недоумением», - констатирует Кувалдин.
Именно так происходило в прошлые разы, поскольку серьезного отношения к деятельности Мачеревича нет даже в Польше.
«Руководство партии «Право и справедливость» не уверено, что деятельность данной Комиссии способствует ее политическому рейтингу и влияет на нее положительно, поэтому нужно дождаться дальнейших заявлений Варшавы», - резюмирует Кувалдин.
Вывод комиссии Мачеревича, что на заводе в Самаре в польский самолет был установлен тротил, демонстрирует исчерпанность темы и невозможность предоставления разумных аргументов для продолжения дискуссии по этому вопросу.