Экс-советник Ватикана рассказал, когда русский священник сможет стать Папой Римским
Первое в история назначение русского католического священника на должность епископа имеет грандиозное значение для всей христианской общины нашей страны. Об этом «ПолитРоссии» заявил экс-советник при Ватикане Алексей Юдин.
Первый русский епископ
В четверг, 30 июля, произошло знаковое для Католической церкви России событие – впервые в истории на пост епископа был назначен выходец из России. Как рассказал канцлер курии Архиепархии Божией Матери в Москве священник Игорь Ковалевский, речь идет о священнике Николае Дубинине, которого Папа Римский Франциск лично назначил на должность епископа-помощника – отныне он будет правой рукой руководителя московской архиепархии Павла Пецци.
Как заявил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» бывший член Папского совета по делам мирян при Иоанне Павле II и Бенедикте XVI, историк-ватиканист Алексей Юдин, речь идет не о штатном назначении, а об очень высокой должности. Ведь по сути епископ-помощник – это прямой заместитель главное человека в архиепархии.
«По сути, это второй человек в архиепархии. Конечно, в Католической церкви существует своя структура, и есть еще, например, генеральный викарий. Но епископ-помощник, по сути, заместитель руководителя архиепархии. Он берет на себя часть его дел и замещать его в случае необходимости. Так что это очень высокая и важная должность», – объясняет Алексей Юдин.
И по этой причине назначение на этот пост Николая Дубинина – человека русского происхождения – является грандиозным событием для все католической общины России. Никогда еще человек, глубоко вовлеченный во все внутренние процессы, не получал такой высокой должности.
«Конечно, необходимость выделять происхождение священника в данном случае есть. Мы видели на протяжении всех этих лет, как русская католическая община восстанавливалась, развивалась и достигала какого-то уровня. И то, что сейчас действительно русский человек впервые стал католическим епископом латинского обряда, действительно очень важно», – рассказывает бывший папский советник.
Строго говоря, русские епископы существовали и до этого – их было по крайней мере двое – но они были восточного обряда. Сейчас же речь идет о Римском обряде и, что самое главное, о человеке, находящемся в регулярной ситуации, а не в эмиграции и не в изгнании.
Безупречный кандидат
Николай Дубинин родился в 1973 году в городе Новошахтинске Ростовской области. В 1993 году он был принят в Католическую Высшую Духовную Семинарию, в 1994 году вступил в орден францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных и спустя некоторое время начал давать монашеские обеты. Священником же Николай стал в 2000 году – обряд рукоположения проходил в московском кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии. После этого он нес пастырское служение в различных приходах, в частности, исполнял обязанности настоятеля монастыря святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге.
У Николая Дубинина превосходная репутация. Он владеет пятью языками – русским, белорусским, английским, итальянским и польским; в свое время учился на филологическом факультете Ростовского государственного университета. Помимо этого проходил обучение в семинарии в польском городе Лодзь, а также в Люблинском католическом университете, где защитил работу на тему «Богословие братства с природой в истоках францисканства». Священник принадлежит к российской генеральной кустодии Франциска Ассизского в ордене францисканцев, является генеральным директором их издательства, а также главным редактором Католической энциклопедии. Как считает Алексей Юдин, фактически это карьерный путь идеального претендента на столь высокую должность.
«Владыка Николай – это человек с очень большим и очень качественным послужным списком. Я имею в виду его деятельность как руководителя францисканской общины. Он – человек интегрированный в разные культурные процессы: и в деятельность Литургической комиссии, и в деятельность Католической энциклопедии, и в деятельность издательства францисканцев. То есть это человек с хорошим культурным опытом последнего времени, который понимает, что можно делать, а что нельзя. И это, конечно, принципиально важно», – объясняет ватиканист.
При этом значимость назначения владыки Николая определяется как с точки зрения престижа русской католической общины, так и с дипломатических позиций. В такой стране как Россия, являющая одним главных центров православия, крайне важно иметь коренного представителя в столь высокой должности.
«Мы должны четко отметить, что никаких планов по экспансии, какого-то безумного роста у католиков уже давно нет. Они уже давно поняли границы своего влияния и своих возможностей. Но вопросы обеспечения каких-то пасторских или социально-культурных потребностей всегда остаются. Это интеграция в нынешнюю российскую ситуацию, взаимодействие с другими конфессиями, прежде всего с РПЦ. И это очень важно. Уже давно говорили о том, кто может стать первым по номиналу русским епископом. И вот наконец-то это свершилось», – уверен Алексей Юдин.
По его словам, это назначение абсолютно закономерно и логически соответствует внутренней динамике развития католической общины РФ, поскольку Николай Дубинин абсолютно интегрирован во все процессы.
Мечты о русском папе
На сегодняшний день в России функционируют свыше 400 католических приходов. Организационно все объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию – помимо московской это Преображенская епархия в Новосибирске, Епархия Святого Иосифа в Иркутске, а также Епархия Святого Климента в Саратове. При этом Архиепархия Божией Матери в Москве является не только ведущей в РФ, но и одной из крупнейших во всем мире – ее площадь превышает 2 миллиона квадратных километров. А это значит, что второй человек в ней может иметь действительно большое влияние. Впрочем, как отмечает Алексей Юдин, сегодня это не совсем так.
«Если говорить о роли местной католической общины в общем процессе, то сейчас она все-таки довольно скромная. Были разные процессы начала нулевых годов, когда были серьезные конфликты даже на государственном уровне, связанные как раз с назначением новых правящих структур Католической церкви России. И эти противоречия проявлялись даже на уровне Госдумы. И с тех пор католики как-то стали более осторожны», – рассказывает экс-советник Ватикана.
По его словам, сейчас проблема межхристианских отношений также перешла на другой уровень, и никаких больших планов и схем просто нет. То есть Архиепархия Божией Матери в Москве – это место в достаточно степени скромное. Тем более что у того же Ватикана давно наложены свои пути взаимодействия с РПЦ, хотя они и реализованы с учетом интеграции местных католиков. Но никакой ставки в большой игре на Россию не делается. В то же время, во многом от Николая Дубинина будет зависеть поддержание текущих отношений с РПЦ, что само по себе является также важной задачей.
«При этом мы видим, что сам климат отношений между РПЦ и католической общиной очень располагающий, что было далеко не всегда. В 2002 году была целая череда неприятностей. Например, высылка из России сразу пяти священников одного епископа, были уже упомянутые протесты на уровне Госдумы, а также очень жесткая оценка со стороны Русской Православной Церкви – на полном серьезе звучали заявления об экспансии католицизма и так далее. Но сейчас эти проблемы ушли и больше не возобновляются. По сути, сейчас наиболее оптимальный формат взаимоотношений между РПЦ и католиками, хотя мы и понимаем, что в любой момент все может измениться», – объясняет Юдин.
При этом, ни для кого не секрет, что главной вершиной для любого католического священника является попадание в Ватикан, а главной мечтой – назначение на должность Папы Римского. И в свете назначения владыки Николая на должность епископа, назревает вопрос: насколько высоко хотя бы в теории может подняться русский священник в иерархии Католической церкви?
«Попасть в Ватикан выходцу из России реально, но встает вопрос: в качестве кого? Я вот, например, долгое время был советником у двух пап. Так что люди, конечно попадают. Ведь, если быть честным, община-то очень маленькая. Если же говорить о посте самого папы, тот тут, конечно, все гораздо сложнее», – объясняет ватиканист.
По его словам, идея о русском папе не так уж и нова, и истории известны самые неожиданные проекты. Например, император Павел I хотел приютить в России Пия VII, которого Наполеон прогнал из Рима. Таким образом, российский государь хотел обеспечить «особый русский климат». Можно вспомнить и про архиепископа Александра Евреинова, русского по происхождению. Во время Второй мировой войны возглавлял информационный комитет Ватикана по делам беженцев. А после войны он курировал помощь русским людям, зависшим между двумя фронтами и оставшимся в Европе. И по иерархическому ватиканскому номиналу это был максимум – выше Александра Евреинова из наших соотечественников никто не забирался.
«С формальной точки зрения никаких запретов на это, конечно, нет. И их в принципе не может быть. Но пока сама община относительно небольшая, и вся иерархия была исключительно экспортная. Но импорт тоже возможен. В конце концов, почему бы и нет? Сколько африканцев забираются высоко. А чем Россия хуже? Думаю, рано или поздно это может произойти. Этот момент наступит тогда, когда появится человек с соответствующим опытом, бэкграундом и репутацией. Так что теоретически мы можем увидеть русского папу – никаких ограничений на это быть не может, кроме внутренних ресурсов – я, к сожалению, уже не могу», – резюмирует Алексей Юдин.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о реакции Папы Римского Франциска на решение властей Турции сделать мечеть из собора Святой Софии в Стамбуле. Как при знался глава Католической церкви, действия турецкого правительства заставили его глубоко скорбеть.