Виктор Цой: «Звезда по имени Солнце», «Игла» и скандал вокруг фильма Учителя
Виктор Цой. Биография: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и другие альбомы «Кино», «Игла» и «Асса», фильмы Кирилла Серебренникова и Алексея Учителя. Краткая справка
Виктор Робертович Цой (Viktor Tsoy). Дата рождения – 21 июня 1962 года. Место рождения – Ленинград (ныне Санкт-Петербург), СССР. Дата смерти – 15 августа 1990 года. Место смерти – близ поселка Кестерциемс, Латвийская ССР, СССР.
Ранние годы
Будущий лидер группы «Кино» появился на свет в семье инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя и учительницы физкультуры Валентины Васильевны Гусевой, русской по национальности.
Дед Виктора Цоя по отцу при рождении носил имя Цой Сын Дюн. Он жил в Казахстане и был отцом четырех сыновей – Юрия, Леонида, Льва и Роберта, а также дочери Аллы, так что у Виктора были три дяди и одна тетя.
Рос Витя в Ленинграде в окрестностях Московского парка Победы. Поначалу ходил в школу на улице Фрунзе, где трудилась его мама. Когда Вите было 11, его родители развелись. Папа ушел из семьи, а ребенок остался с мамой, но уже через год Роберт и Валентина вновь сошлись и даже заново поженились. За время развода у отца Цоя от другой женщины родился брат Леонид, который впоследствии стал бизнесменом.
На протяжении трех лет будущий рокер посещал среднюю художественную школу. Любовь к искусству он сохранил и позже, поступив после восьмого класса в художественное училище имени Валентина Серова. В нем юноша надолго не задержался, за неуспеваемость его отчислили, после чего он поступил в ПТУ №61, где учился резать по дереву.
В молодости Цой увлекся восточными единоборствами, был поклонником Брюса Ли и даже собственноручно выточил нунчаки, но преимущественно вырезал фигурки нэцкэ.
Начало карьеры в музыке
В художественной школе Виктор познакомился с Максимом Пашковым, у которого была собственная группа под названием «Палата №6». По воспоминаниям Максима, его товарищ по учебе очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совсем не умел. Тогда участники группы скинулись Цою на бас-гитару, полагая, что научиться играть на ней проще, потому что там «всего четыре струны».
В конце 70-х Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным из группы «Пилигримы». Произошло это в гостях у ленинградского панка Андрея Панова, более известного под прозвищем Свин. На квартире у Панова часто собирались компании, там же репетировала его группа с одиозным названием «Автоматические удовлетворители».
Цой влился в новую тусовку и даже стал играть в составе «АУ». Коллектив порой выезжал в столицу на подпольные концерты, которые устраивал Артемий Троицкий. Ездили они на электричках, в одной такой поездке молодого исполнителя заметил Борис Гребенщиков. По другой версии, знакомство Цоя и БГ случилось во время выступления в Ленинграде.
Летом 1981 года Виктор вместе с Рыбиным и Олегом Валинским создал собственную группу, которая получила название «Гарин и Гиперболоиды». Вскоре группу даже приняли в члены недавно созданного Ленинградского рок-клуба.
Первой песней, написанной Виктором, стала «Мои друзья» (та самая, которая «Мои друзья всегда идут по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков»).
Первые альбомы «Кино»
С названием «Гарин и Гиперболоиды» группа просуществовала недолго. После ухода Валинского в армию Цой и Рыбин решили взять другое имя. Выбор пал на «Кино».
Уже весной 1982-го Виктор и Алексей начали записывать первый альбом. Он получил название «45». В него вошли 13 песен, среди которых были и будущие хиты – «Восьмиклассница», «Алюминиевые огурцы» и «Бездельник». Тексты писал сам Цой. Записывался альбом, который Александр Кушнир включил «100 магнитоальбомов советского рока», на подпольном лейбле «АнТроп» Андрея Тропилло. Продюсером выступил Борис Гребенщиков.
Зимой следующего года «Кино» и «Аквариум» дали совместный электрический концерт, вскоре после которого в группу был приглашен Юрий Каспарян. Произошло и другое изменение в составе: из «Кино» ушел Рыбин, у которого возникли разногласия с Цоем.
Порепетировав с новым гитаристом, группа записала второй альбом – «46». На этапе записи предполагалось, что это будет демо-вариант «Начальника Камчатки», но Алексей Вишня распространил пленку, которую сочли полноценным альбомом. Одну из песен с «46» Цой написал после того, как провел несколько недель в психбольнице №2 (ныне психбольница имени Николая Чудотворца), в народе именуемой Пряжкой (по названию реки, текущей рядом).
Если первый концерт (тот, что был вместе с «Аквариумом»), по мнению некоторых, обернулся провалом, то уже весной 1984-го группа успешно выступила на II фестивале Ленинградского рок-клуба, став его лауреатом. Особый успех снискала композиция «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль.
Второй состав «Кино»
Уже летом 1984-го Виктор Цой и группа «Кино» начали записывать третий альбом – «Начальник Камчатки». Он наполовину состоял из песен с альбома «46», однако несмотря на это Александр кушнир включил и его в сотню лучших советских рок-магнитоальбомов. Название альбома является отсылкой к советскому фильму «Начальник Чукотки».
Следующие два альбома – «Это не любовь» и «Ночь» – подарили советским слушателям такие хиты, как «Мама-анархия», «Видели ночь» и «Весна». Однако наибольший успех имел шестой студийный альбом – «Группа крови», вышедший в 1988 году. Помимо заглавной песни, в него вошли такие композиции «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Война», «Спокойная ночь», «Мама, мы все сошли с ума, «В наших глазах», «Дальше действовать будем мы», «Легенда» и др.
В середине 80-х Цой, чтобы не считаться тунеядцем, подрабатывал по мелочи. Сначала он мыл из брайндспойта помещения в бане на проспекте Ветеранов, но позже устроился работать кочегаром в котельной «Камчатка».
Хотя «Группа крови» чуть ли не полностью состояла из успешных песен, самым успешным альбомом порой называют «Звезду по имени солнце». Среди девяти песен – помимо заглавной, «Пачка сигарет», «Стук», «Печаль», «Апрель» и др. Альбом предполагалось назвать «Пачка сигарет», но название было изменено в самом конце, когда группа записала песню, ставшую титульной. Обложки изначально не было, черно-белый вариант с преломленной звездой впервые появился только в книге «Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания».
После записи альбома Цой познакомился с продюсером Юрием Айзеншписом, который вскоре стал работать с группой. Он организовывал коллективу многомилионные концерты и появления на ТВ, что поспособствовало усилению «киномании».
Организовал Айзеншпис и гастроли заграницей. Во Франции Цой и товарищи выпустили сборник «Последний герой», в который вошла культовая песня того времени «Перемен». После Франции были Штаты.
Летом Виктор с Юрием Каспаряном едут в США. Произошло это после того, как группа дала концерт в московских «Лужниках».
По возвращению из США Цой и Каспарян уехали в Юрмалу, где начали писать материал для нового альбома. Тогда-то и были записаны последние песни Виктора, в числе которых оказались «Кончится лето», «Красно-желтые дни», «Нам с тобой», «Звезда», «Кукушка», «Муравейник», «Сосны на морском берегу» и «Атаман». В «Черный альбом», изданный после смерти Виктора и ставший его творческим памятником, последние две песни не попали. И если «Сосны» потом вышли на переиздании от студии Moroz Records, то судьба «Атамана» оказалась куда сложнее.
На итоговую версию «Черного альбома» «Атаман» не попал, по одной из версий, потому, что Цой счел написанную песню чересчур похожей на творчество «Алисы» и был против ее релиза. После гибели музыканта запись акустической версии песни долгое время считалась утраченной, пока не нашлась в архиве Натальи Разлоговой. Студийный вариант песни был записан музыкантами группы при участии Игоря Вдовина в 2012 году на 50-летие со дня рождения Цоя, а еще через восемь лет композиция была издана официально на лейбле Maschina Records.
Карьера в кинематографе
Впервые на экране Цой появился в 1986 года в короткометражном фильме «Конец каникул», который снял Сергей Лысенко. Для режиссера это была дипломная работа, снималась она в Киеве и состояла из четырех клипов группы, связанных сюжетной линией.
Следующей работой с участием Виктора стала короткометражка «Йя-Хха», которую снял казахский режиссер Рашид Нугманов. В том же году Цой стал героем документального фильма Алексея учителя «Рок».
Что до полнометражного игрового кино, то Цой отметился в двух лентах. Сначала он снялся у Сергея Соловьева в «Ассе», а затем у того же Нугманова – в боевике «Игла». Последняя картина снискала успех у советских зрителей, в какой-то момент она занимала второе место в прокате среди отечественных фильмов. Отметил роль Цоя и журнал «Советский экран», читатели которого признали Виктора лучшим актером 1989 года за образ Моро.
Уже в 2014 году Нугманов поведал в интервью, что собирался снять Цоя в еще одном фильме – «Цитадели смерти», которая могла стать первым образчиком советского киберпанка. Сценарий к картине собирался писать американский фантаст Уильям Гибсон (по его творчеству сняты фильмы «Джонни-Мнемоник» и «Отель «Новая роза»), однако крест на планах поставила смерть Цоя.
Личная жизнь
В 22 года Виктор Цой женился на Марьяне Родованской (более известна как Марьяна Цой). На свадьбе присутствовал весь тогдашний бомонд рок-андеграунда – Борис Гребенщиков, Майк Науменко и др.
Вместе они прожили три года, пока не разошлись в 1987-м, после чего музыкант ушел к Наталье Разлоговой, сестре знаменитого отечественного киноведа Кирилла Разлогова, и перебрался в Москву.
В браке с Марьяной у Виктора родился сын Александр Цой. В интервью в 2012 году он рассказал, что работает программистом и занимается своим клубом. Некоторые из знакомых Цоя публично выражали сомнения, что отцом Александра был Виктор, и говорили, что им был лидер группы «Объект насмешек» Александр Аксенов, также известный как Рикошет. Среди этих знакомых были звукооператор Андрей Тропилло и продюсер Алексей Вишня. Бывшая жена Цоя, которая была старше его на три года, пережила супруга почти на 15 лет. Она скончалась только в 2005-м от рака мозга.
Последняя пассия Цоя – Наталья Разлогова после смерти Виктора вышла замуж за журналиста «Московского комсомольца» Евгения Додолева и уехала в США.
Смерть Цоя
Виктор Цой погиб 15 августа 1990 года на 35 км трассы «Слока – Талси» в Латвии. По официальной версии, музыкант заснул за рулем своего «Москвича», вылетел на встречку и столкнулся с «Икарусом». Цой погиб мгновенно, причиной ДТП стало то, что он «уснул за рулем», указывалось в документах по делу Цоя.
Через четыре дня после гибели рокера похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. На его похороны, как пишет Википедия, пришли тысячи поклонников группы «Кино».
Мать Виктора выражала сомнения в официальной версии. Она отмечала, что сын вряд ли мог задремать после полудня и на середине пути. Валентина Васильевна предположила, что сын отвлекся на музыку, так как думал о работе над последним альбомом.
Виктор Цой в культуре и народной памяти
В день гибели музыканта в Кривоарбатском переулке в Москве одну из стен изукрасили надписями «Цой жив» и «Кино», цитатами из песен и признаниями в любви. В 2006-м «стену Цоя» повредили вандалы, закрасившие надписи, но фанаты все восстановили. Подобные «стены Цоя» есть в Киеве, Днепре, Минске и Могилеве.
В честь музыканта получили свое название улицы в Арзамасе, Анадыре, Артеме, Копейске и Ноябрьске, нескольких поселках и селах, а также скверы в Санкт-Петербурге (неподалеку от котельной «Камчатка») и Красноярске.
В начале 2015 года в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Виктора Цоя авторства Виталия Калгина. Она стала одним из источников, на которые опирался режиссер Кирилл Серебренников, когда снимал фильм «Лето», вышедший в 2018-м (в главной роли снялся Тео Ю, а в роли Майка Науменко – лидер группы «Звери» Рома Билык).
Другими книгами, в которых рассказывалось о жизни Цоя, стали «Точка отсчета», написанная супругой рокера Марьяной, «Цой Forever» от Александра Житинского, а также «Кино с самого начала» и «Кино с самого начала и до самого конца», вышедшие из-под пера Алексея Рыбина. В этих изданиях много архивных фотографий, зарисовок и снимков той эпохи.
Образ Цоя привлек и Алексея Учителя. Он снял о рокере документальный фильм «Последний герой» еще в начале 90-х, а уже в конце XXI веке решил снять художественную картину. Премьера ленты, повествующей о последних годах Цоя, была назначена на 3 сентября 2020-го, однако в конце августа было принято решение отложить выход фильма.
Произошло это в свете того, что сын музыканта обратился с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину с просьбой организовать проверку в отношении фильма. Он заявил, что рассказанная в сценарии фильма история «полностью вымышленная».
Адвокат Учителя Константин Добрынин, комментируя это письмо, посетовал, что «семейная квазицензура начинает прорастать рядом с искусством».
Кавер-версии песен
Творческое наследие Виктора до сих пор вызывает интерес у многих музыкантов. Земфира перепевала «Кукушку», «Каждую ночь» и «Легенду», «Кукрыниксы» записала свои версии песен «Печаль» и «Кончится лето», «Алиса» с Константином Кинчевым отметилась исполнением «Песни без слов» и «Спокойной ночи», а группа «ДДТ» перепела песни «Просто хочешь ты знать» и «Битник».
Пели песни Цоя и исполнители, чрезвычайно далекие от русского рока. У певицы Натали есть своя версия «Звезды по имени Солнце», а у Полины Гагариной – «Кукушки».
За рубежом к Цою тоже относятся с почтением и вниманием. Дэвид Браун и его коллектив Brazzaville на мелодию «Звезды по имени Солнце» написали композицию «Star Called Sun», а за «Группу крови» брались не только корейцы из Yoon Do Hyun Band, но и легендарная Metallica.