Чешский режиссер Иржи Менцель умер в возрасте 82 лет
Обладатель премии "Оскар" и классик чешской новой волны Иржи Менцель умер в возрасте 82 лет после долгой болезни. "Газета.Ru" рассказывает о принесшем ему награду американской киноакадемии фильме "Поезда под пристальным наблюдением", решении остаться в Чехословакии после ввода советских войск в Прагу, а также об экранизации романа Владимира Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", снятой на русском языке и с российскими актерами.
Чешский режиссер Иржи Менцель умер 5 сентября в кругу близких друзей в возрасте 82 лет, сообщила жена постановщика Ольга Менцелева в Instagram.
"Спасибо за каждый день, который я провела с тобой. Это было невероятно. Спасибо за трудные последние три года. Ты помогал мне со всей своей храбростью, вкусом, необыкновенной волей к жизни и юмором", - написала она.
Иржи Менцель родился в семье писателя и журналиста Йозефа Менцеля за полтора года до оккупации Чехословакии войсками нацистской Германии. Он вспоминал, что "шесть лет рос при немцах и думал, что война будет длиться вечно". После окончания Второй мировой войны, он, как и многие дети того времени, мечтал стать машинистом паровоза.
"Во времена моего детства не было гимназий, мы в Страшнице ходили в одиннадцатилетку, в заведение, носившее гордое звание Школа Иосифа Виссарионовича Сталина, одним словом, сталинка. На втором этаже стояла гипсовая статуя генералиссимуса, источник многих неприятностей, но о них как-нибудь в другой раз", - рассказывал он в книге воспоминаний.
Однако по мере взросления им все больше овладевал театр.
"Каждую неделю ходил на спектакли и твердил: вот это профессия! Понимал, что никогда не решусь выйти на сцену, написать пьесу или создать декорацию. Итак, я решил стать режиссером, но за отсутствием способностей на театральный факультет меня не приняли. Устроился на телевидении - там таланты не требовались", - объяснял Менцель.
Одновременно с работой на телевидении он готовился к поступлению в киношколу. Одним из вступительных экзаменов была литература: "Дни напролет читал Чехова, Чапека, Мопассана, любил Аверченко, Зощенко, Гоголя, Горького. Книги заменяли знание о том, каковы люди и мир... Правда, не мог осилить ни один роман Достоевского. А среди экзаменационных вопросов был касающийся его творчества, и из всей программы мне выпал именно он".
На удачу перед ответственной датой он проштудировал "самую тонкую" книгу российского классика - повесть "Неточка Незванова" - и попал на курс к Отакару Вавре, где познакомился с будущими коллегами по чешской новой волне. Среди них оказалась и будущий матриарх чешского кино - Вера Хитилова, с которой они четыре года "просидели за одной партой".
"Случалось, гуляли по улицам, и встречные мужики наперебой заговаривали с ней и записывали свои телефоны, а она за ними внимательно наблюдала и угорала", - вспоминал Менцель.
Поработав ассистентом на съемках фильмов своей блестящей однокурсницы, Менцель почувствовал готовность взяться за свой первый полнометражный фильм. В 1966 году он экранизировал новеллу Богумила Грабала "Поезда под пристальным наблюдением", действие которой разворачивается в 1944 году.
Низкобюджетная комедия начинающего автора сразу принесла ему награду американской киноакадемии "Оскар" в категории "лучший фильм" (а также целый ворох других престижных наград, включая "Золотой глобус"). Сам Менцель говорил о ней: "Мой фильм о времени, когда поезда ходили точно по расписанию, а униформа была чистой".
Однако такая невинная ирония в ответ на вопрос о смысле фильма вызвала недовольство на родине режиссера, который просто таким образом хотел избежать "общих слов о том, что это антивоенный фильм".
"Разумеется, получил "оплеуху" от Яна Климента - это был такой "суперкоммунист", который мне тут же напомнил, что эти поезда также возили людей в концлагеря. Когда вы шутите, то всегда найдется какой-нибудь дурак, который воспримет ваши слова всерьез, причем только из-за собственной злости", - рассказывал он в интервью "Чешскому радио".
После ввода советских войск в Прагу Менцель, в отличие от своего товарища по "новой волне" Милоша Формана, остался в Чехословакии даже несмотря на то, что следующий его фильм по рассказам Грабала "Жаворонки на нитке" запретили к демонстрации. На экраны он вышел только в 1990-м году и принес режиссеру награду "Золотой медведь" Берлинского кинофестиваля.
Проживший всю жизнь на родине Менцель стал одним из признанных национальных лидеров жанра "народной комедии". Отвечая на вопрос, что это такое, он говорил: "Это фильм, на который придут люди и за который вам не будет стыдно. Но чем дальше, тем сложнее снимать такое кино, потому что люди привыкли к глупым фильмам. Так что это очень сложно".
Одним из самых популярных в России фильмов Менцеля стала экранизация романа "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" советского писателя Владимира Войновича. За этот проект в конце 1980-х хотел взяться Эльдар Рязанов, однако из-за требований английских правообладателей взять на главную роль Михаила Барышникова запустить картину в работу не удалось.
"Я получил предложение экранизировать "Чонкина", когда находился в Англии. Там меня попросили, чтобы я снял этот фильм в России. Прислали книгу. Она так мне понравилась, что я решил не снимать это кино. Дело в том, что перед началом экранизации каждого из моих фильмов я говорил: "Нет, этого я делать не стану", - вспоминал режиссер с присущим ему юмором.
Менцель настоял на том, чтобы в фильме играли актеры из России, так как "русские не любят, когда над ними шутят иностранцы".
"Английскому продюсеру я сказал, что эту история должен снимать русский. В противном случае получилось бы так же, как если бы "Швейка" снял немец. Я сказал "нет", и английский продюсер уехал в Москву искать подходящего режиссера, но не нашел там такого", - пояснял он.
Чтобы воссоздать атмосферу СССР 1940-х, снимать было решено на территории старой советской военной базы, где сначала убрали мины, а потом построили декорации русской деревни.
"Возникали и нестыковки. К примеру, в России не было таких толстых коров, которые паслись у нас на съемочной площадке. А еще случилась одна неприятная вещь: в книге главный герой умирает. Мы думали, раз это такая веселая история, почему фильм по ней должен заканчиваться трагически? Мы надеялись, что Войнович напишет продолжение. Поэтому я снял хороший финал и этим фильм испортил", - критиковал свою ленту Менцель за 12 лет до того, как писатель все-таки завершил свою сатирическую трилогию.
Фильм был награжден золотой медалью президента итальянского сената на Венецианском международном кинофестивале, а сам Войнович признавался, что ему сложно дать оценку экранизации своего текста: "Я считаю, что автору довольно большой книги трудно угодить, потому что просто не может в 90-минутный фильм войти все, что в эту книгу вложил - естественно, что-то остается за кадром. Но мне повезло: режиссер замечательный Иржи Менцель. И актеры очень хорошие"
Однако несмотря на открытые Менцелем имена Геннадия Назарова и Зои Буряк, по мнению Войновича, иностранный постановщик "не совсем уловил" интонацию книги.
Менцель продолжил работать и в XXI веке, его последний фильм вышел в 2013 году, а комедия "Я обслуживал английского короля" по роману Грабала в 2006 году выиграла шесть премий "Чешский лев".
На встречах со студентами киношкол Менцель часто говорил об изменениях в мире кино, которые сняли множество творческих ограничений для молодых авторов.
"Сейчас, если вам не нравится обычное полнометражное кино, вы можете снимать любое другое. Вы можете снимать пятиминутные короткометражки. Не нужно обязательно снимать полнометражное кино. Важно уметь создавать образы. Бог знает, какие технические возможности у нас появятся через пять лет".
Чешские СМИ писали, что в 2017 году у Менцеля было диагностировано заражение менингококком, после чего режиссеру пришлось перенеси операцию на головном мозге, за которой последовало долгое лечение.