Равиль Хакимов: «Счастье - во всём!»
А, параллельно с этим, начал работу в Салаватском государственном театре. Там он, можно сказать, влюбился в сценическое искусство. Сыграл яркие и интересные образы – Сыщик в «Башмачках», Полицейский в спектакле «Конец игры», Исмагиль в «Галиябану». В этом же театре поставил спектакль «Девушка с веснушками», где его партнерами стали народные и заслуженные артисты республики – Гульшат Зиязетдинова, Гульфира Сафиуллина, Зухра Аминова, Рустам Фазылов.
«Театр – это отдельная галактика, особый мир, - делится Равиль, - И если хоть раз в этот мир попадешь, нет пути назад! Театр - своего рода болезнь, и если ты фанат этого дела, от данной болезни невозможно вылечиться. Вот такая штука театр».
Совершенно новым этапом в жизни Равиля Хакимова стало поступление в Москве на режиссерский курс Высшей школы сценических искусств мастерской народного артиста РФ К.А. Райкина. «Я оказался там волей случая, - рассказывает он. - Наткнулся в интернете, что объявляется набор на курс художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Аркадьевича Райкина. Я, максимально сконцентрировавшись, подготовил работы для поступления. Главным было представить экспликацию спектакля, по своему усмотрению. Я взял «В ночь лунного затмения» Мустая Карима. Рассказав Константину Аркадьевичу свою задумку, получил его хороший отклик. Порадовало его и то, что я сделал эскиз сценографии спектакля. Всего прошли достаточно жесткий конкурсный отбор двенадцать человек со всей России и даже из ближнего зарубежья: из Белоруссии, Латвии, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Барнаула, Екатеринбурга.
Это был первый режиссерский курс Константина Райкина (до этого он набирал только актерские), поэтому к нам, «первенцам», он относился с большим трепетом, очень душевно. Как мастер курса, проводил с нами каждое занятие по режиссуре. Мы, буквально, впитывали любую его реплику, каждое движение. Это утонченный человек, достигший высочайшего мастерства, интеллектуальный, талантливейший. Полуторачасовые «пары» пролетали как пять минут. То, с какой ответственностью он относился к нам, показывает такой случай. На экзамене по режиссуре у нас были распределены отрывки из пьес Островского. Мне достался кусок из «Правда хорошо, а счастье лучше», в котором участвуют три возрастных героя. На мужскую роль «старой любви» героини я пригласил своего однокурсника, а образ пожилой купчихи должна была воплощать юная актриса «Сатирикона». Константин Аркадьевич узнал об этом распределении ролей и передал, чтобы я срочно с ним связался. Я, в ужасе, что без спросу задействовал актрису райкинского театра, позвонил ему, как было велено, после спектакля, в районе одиннадцати вечера. И с удивлением услышал его совет, что не стоит брать эту актрису, которая может, ввиду отсутствия опыта, «завалить» отрывок. Я понял, как он искренне, от всей души переживает за то, что мы делаем, и чтобы это получилось хорошо и качественно. И даже за меня! Я заменил исполнительницу, отрывок получился одним из лучших на курсе.
Во время учебы мне удалось сыграть много интересных ролей в режиссерских отрывках сокурсников: Платона из «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского; Сашу в «Шутниках» Островского; Бенволио в «Ромео и Джульетте»; был хороший образ Леандра в мольеровских «Плутнях Скапена». После классов Константина Райкина мое осознание актерской профессии кардинально переменилось. Каждое его замечание было с отсылками к Станиславскому и Мейерхольду. Все театральные системы четко объяснены и привязаны к данной конкретной игровой ситуации. Полный разбор пьесы, образа, сцены. А ведь когда режиссер умеет сделать грамотный разбор, у актера уже нет шансов «съехать» в отсебятину.
Во время учебы нам очень много дало посещение московских театров. Мы были в Большом, Вахтанговском, Малом, Театре на Малой Бронной и других. Воочию увидели полотна таких великих режиссеров, как Эймунтас Някрошюс, Сергей Женовач и Роман Виктюк; увидели спектакли Константина Богомолова и Юрия Бутусова. Это дало подпитку для творчества, стало источником вдохновения. Во время учебы у нас преподавала актерское мастерство супруга Константина Аркадьевича, Елена Ивановна Бутенко-Райкина. Удивительный человек, с совсем другим, чем у мужа, темпераментом. Вспоминаю ее с большим теплом.
Я с огромной благодарностью отношусь к Константину Аркадьевичу, человеку, с колоссальной любовью и преданностью относящемуся к своей профессии; давшему нам огромный багаж знаний! Я воспринимаю его как своего театрального отца».
Как молодой режиссер, окончив Высшую школу сценических искусств, Равиль снова вернулся на родину, создал несколько киноработ, которые тепло приняли зрители, увидев их по республиканскому телевидению. Среди них, -«Галиябану. Легенда о любви» (2012), «Бабье лето» (2018).
Позже он поработал заместителем директора в культурно-досуговом центре «Агидель», был ведущем почти всех городских праздников и мероприятий. А после создал свою театральную независимую студию «Наш театр», в которой, как свободный художник, начал воплощать собственные задумки.
«Я мечтаю, как и любой артист, строю планы. И, как и многие, пусть и банально, но мечтаю сыграть классику. Еще в студенчестве наш мастер,Константин Аркадьевич, привил любовь к Островскому, Шекспиру, Мольеру. И мне бы очень хотелось сыграть, Чичикова в «Мертых душах». Почему? Потому что он очень близок мне, - по психофизике, по своей органике. Может, когда-то мои мечты сбудутся. Нужно только верить!»
А потом судьба снова вернула его туда, с чего он начал свой путь - телевидение. Городская телекомпания «Салават» с историей существования в 20 лет остро нуждалась в современных веяниях и переменах, и они наступили. Новая форма и формат вещания, ребрендинг, новые проекты и программы. И все это на рубеже одного из первых юбилеев Равиля Хакимова.
«Вы знаете, я очень счастливый человек, - подытоживает он, - Я дико люблю эту жизнь! Я просыпаюсь, иду на работу, вижу первые лучи солнца – это прекрасно! У меня есть семья, верные друзья. Разве не в этом счастье? Я здоровый молодой человек – это ли не счастье? Счастье во всем! Счастье в самой жизни!"
Элла Молочковецкая,
фото из личного архива Равиля Хакимова.