Возвращение на Курильскую гряду
Судьба островной гряды решалась в противостоянии с Японией и… нашими союзниками
Продолжаем публикацию хроники освобождения Курильских островов в августе-сентябре 1945 года. Начало см. в «РТ» №126 от 1 сентября и №128 от 4 сентября с.г. Напомним, что начало Курильской десантной операции была форсировано после того, как выяснилось, что наши союзники вознамерились ограничить советский суверенитет над архипелагом.
НЕПРИСТУПНЫЙ ШУМШУ
Шумшу – самый северный остров Курильской гряды. Он считался воротами архипелага, и Япония уделяла особое внимание укреплению этого острова.
Местность на Шумшу пологая, поэтому незаметно подойти к берегу оказалось невозможным. Японцы открыли огонь, продвижение остановилось. Оставалось ждать остальную часть десантников. С большим трудом и под огнём японцев основная часть батальона была доставлена на остров, и наступление началось.
Японские войска к тому времени оправились от паники. Майор Почтарёв приказал прекратить лобовые атаки, и в боевой обстановке сформировали штурмовые группы. После нескольких часов боя они уничтожили почти все доты и дзоты японцев. Исход боя решила личная отвага Тимофея Почтарёва. Он встал в полный рост и повёл солдат за собой. И почти сразу получил ранение, но не обращал на него внимания.
Противник пытался контратаковать. Командующий северокурильской группой японских войск генерал Фусаки приказал любой ценой отбить доминирующие высоты, рассечь силы десанта на части и отбросить их обратно к морю. Под прикрытием артиллерии в бой пошли 60 танков.
Когда советские суда вошли во Второй Курильский пролив, японцы неожиданно открыли массированный перекрёстный огонь. На штурмовку пошли камикадзе. Выглядело это так: пилот бросал свою машину прямо на корабль, ведя непрерывный огонь. Но советские зенитчики сорвали японский подвиг
В этих условиях на помощь советскому десанту пришли корабельные удары, и уничтожение танков началось. Те машины, которые смогли прорваться, добивали силами морских пехотинцев. Но уже кончались боеприпасы, и тогда на помощь советским десантникам пришли… лошади. Их пустили вплавь к берегу, нагрузив боеприпасами. Несмотря на сильный обстрел, большинство лошадей уцелели и боеприпасы всё же доставили.
Тогда с острова Парамушир японцы стали перебрасывать резерв – силы в 15 тысяч человек. Погода улучшилась, и советские самолёты смогли вылететь на боевое задание. Пилоты атаковали причалы и пирсы, на которых разгружался противник. Пока передовой отряд отражал контрнаступления японцев, основные силы пошли во фланговую атаку.
К 18 августа в сражении наступил перелом – система обороны Шумшу была нарушена. Утром следующего дня японцы капитулировали, вывесив белый флаг.
ФИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕЛОМ
В день высадки десанта на Шумшу Гарри Трумэн признал за СССР право на Курилы. Чтобы не потерять лицо, США потребовали от Сталина отказаться от штурма Хоккайдо. Не без колебаний Сталин согласился.
Между тем Цуцуми Фусаки откладывал переговоры. Он якобы не понимал русского языка и того документа, который нужно было подписать.
20 августа отряд Тимофея Почтарёва получил новый приказ – высадиться на остров Парамушир. Но сам он уже не принимал участие в бою, его, раненого, отправили в госпиталь, а в Москве уже приняли решение присвоить ему звание Героя Советского Союза.
Когда советские суда вошли во Второй Курильский пролив, японцы неожиданно открыли массированный перекрёстный огонь. На штурмовку пошли камикадзе. Выглядело это так: пилот бросал свою машину прямо на корабль, ведя непрерывный огонь. Но советские зенитчики сорвали японский подвиг.
Узнав подробности, командующий силами операции генерал Гнечко снова приказал идти в атаку. Началась мощная бомбардировка позиций противника, и вскоре японцы снова вывесили белые флаги.
Генерал Фусаки позже утверждал, что он не давал приказа обстреливать наши корабли, и предложил вернуться к обсуждению акта о разоружении. Разумеется, Фусаки юлил, но всё же дал согласие на подписание документа о разоружении. При этом он всячески избегал даже произносить слово «капитуляция», ведь для него, как истинного самурая, это было унизительным.
Для всего мира стало неожиданностью, что советские войска всего за неделю заняли Курилы. Когда Цуцуми Фусаки после ареста на допросе узнал, что его 25-тысячный гарнизон был разгромлен 9-тысячным советским десантом, у японского генерала случилась истерика
После решения Фусаки японские гарнизоны Урупа, Шикотана, Кунашира и Парамушира сложили оружие, не оказав сопротивления. Для всего мира стало неожиданностью, что советские войска всего за неделю заняли Курилы.
Трумэн вновь обратился к СССР с просьбой разместить на архипелаге американские военные базы, но получил отказ. Сталин понимал, что США попытаются закрепиться, если получат территорию. И оказался прав: позднее Трумэн приложил все усилия, чтобы включить оккупированную американцами Японию в сферу влияния исключительно Америки.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции. По тексту договора американцы фактически установили над Японией свой протекторат. Японцы также отказывались от всех завоёванных территорий, в том числе Курильских островов.
При этом, однако, в тексте договора ничего не было сказано о том, что Курилы передаются СССР. Заместитель министра иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко отказался ставить свою подпись под документом с подобной формулировкой. В свою очередь, американцы категорически не желали вносить в мирный договор правки, предложенные советской делегацией.
Так был создан правовой казус: де-юре острова перестали принадлежать Японии, но их международно признанный статус так и не был закреплён. Как бы то ни было, в 1946 году острова Курильского архипелага были включены в состав Сахалинской области. И это было неоспоримо.