Визит Лукашенко в Москву: Путин своих не бросает
Первый после выборов визит белорусского президента говорит об одном: Россия — единственный и важнейший союзник республики, главная опора Лукашенко. Все соседи отвернулись от него. Литва и Польша уже даже ввели санкции против Батьки. Остальная Европа за ними не спешит, но жать руку диктатору не собирается — это теперь моветон. Даже Украина, еще вчера благодарившая Минск за арест 33 «русских богатырей», заперла свои двери.
Из серьезных игроков поддержку может оказать только Китай. И Си Цзиньпин ее оказал, первым поздравив Лукашенко. Но Поднебесная слишком далеко. Да и сейчас не самое лучшее время для КНР, чтобы ради одной маленькой республики воевать на два фронта — и с США, и с Европой.
Другое дело Россия, которая настолько близка во всех смыслах к Белоруссии, что готова рисковать связями с Германией. Конечно, сразу после начала протестов отдельные российские политологи начали припоминать Батьке старые обиды: как он пытался «играть на два фронта», как постоянно обвинял Москву в попытке «поглотить» Белоруссию, наконец, как арестовал «чевэкашников». Это продолжалось достаточно долго, хотя Путин в первые дни признал легитимность Лукашенко.
Со временем ситуация в Белоруссии стабилизировалась. Да, протесты продолжаются, на улицы выходит не меньше людей, чем вчера. Но появилось ощущение, что оппозиции не удалось продавить свою линию. Тихановская — в Литве, Колесникова — в тюрьме. Ни у кого из протестующих нет реальных инструментов для смены власти, потому что спецслужбы и армия на стороне Лукашенко. Пока они сохраняют лояльность Батьке, майдана не будет. И это мы уже знаем по опыту «арабской весны». В Египте Мубарака свергли только потому, что армия стала нейтральной.
Что же в этой ситуации делать России? На мой взгляд, продолжать поддерживать Лукашенко. Мы уже три года «топим» за Мадуро в Венесуэле, находящейся в тысячах километров от нашей родины. Неужели Батька менее законный лидер, чем он? С другой стороны, российская внешняя политика при Путине всегда ценна была тем, что мы не оставляем друзей в трудную минуту. В отличие от США и Европы, которые в одночасье предали и Саддама Хусейна, и Мубарака, и Бен Али, и Каддафи.
Встреча Путина и Лукашенко будет носить больше моральный характер. Неслучайно Дмитрий Песков отметил, что президенты никаких документов подписывать не планируют. Вести разговоры об углублении Союзного государства сейчас бессмысленно. Не только потому, что завтра в Минске может смениться власть. Просто неизвестно, как на это отреагирует улица. Кстати говоря, примерно год назад, когда Путин и Лукашенко встречались в Сочи обсудить интеграцию, в белорусской столице шли массовые протесты. Уже отсюда можно делать выводы о том, насколько оппозиция будет «дружественной» Кремлю.
России эти переговоры нужны, чтобы не словом, а делом доказать, кого она считает законной властью в Белоруссии. Для Лукашенко же это дополнительное подтверждение легитимности и жизнеспособности своей власти, чьим неотъемлемым атрибутом остаются визиты за рубеж.