Третья попытка в Арцахе: что решили США и Россия
США достигли двух исторических соглашений – между Сербией и Косово и в арабо-израильских отношениях. Сербия и Косово подписали в Белом доме соглашение об экономическом сотрудничестве, что приближает в перспективе обе страны к членству в Европейском союзе.
В свою очередь, Израиль подписал соглашения с ОАЭ и Бахрейном, ожидается также договор с Саудовской Аравией. Два этих процесса привели к формированию совершенно новой ситуации на Балканах и Ближнем Востоке, с многочисленными политическими разветвлениями, в том числе, ослаблением влияния и амбиций Турции в двух этих регионах.
Международное сообщество, параллельно посредничеству сопредседательства Минской группы ОБСЕ, рассматривает урегулирование карабахской проблемы также в контексте моделей косовского и арабо-израильского урегулирования. В частности, США предлагали рассматривать карабахский вопрос и израильско-палестинский конфликт в той же плоскости – в концепции двух государств.
Эта проблема стала актуальной после военных действий в апреле 2016 года. После соглашения о перемирии в Москве, США выдвинули Венскую повестку, которая подразумевает размещение международных механизмов мониторинга, по сути – признание границ и субъектности Арцаха, поскольку так называемый процесс урегулирования все более консервируется, а в дальнейшем он может быть запущен по косовскому сценарию. Как потом признал Ильхам Алиев, на Баку оказывается серьезное давление с целью добиться признания Карабаха.
Алиеву при поддержке Москвы удалось добиться фактического нивелирования Венской повестки на встрече в Санкт-Петербурге, которая состоялась спустя месяц после Венской. Как ни пытаются сейчас связать нивелирование с соглашением Никол Пашинян – Алиев, но именно в Санкт-Петербурге это и произошло, о чем свидетельствовало заявление Франции.
Это стало вторым крупным дипломатическим поражение Армении в Арцахском вопросе. Первым стало вытеснение Арцаха из переговоров, при согласии армянской стороны, после чего Баку стал наращивать возможности политического и военного маневра, в том числе, не без помощи России. В свою очередь, Армения продолжала политику уступок, соглашаясь обсуждать все те варианты, которые выносились на стол переговоров и подразумевали фактическое подчинение Арцаха Азербайджану. Так называемый переговорный процесс был полностью переведен в логику прав Баку.
В итоге это привело к Апрельской войне, поскольку иной развязки не оставалось. В результате войны Баку оказался в сложной военно-политической ситуации и утерял преимущества, но Армения не воспользовалась шансом, позволив нивелировать Венскую повестку и вернуть процесс в плоскость прав Баку. Развязкой этой ситуации стали Тавушские бои, которые с одной стороны позволили выбраться из дипломатической западни, а с другой поднять проблему на совершенно другой уровень, на фоне роста агрессивности Турции и новой ситуации, с которой пришлось столкнуться России.
По сути, переговорный процесс при посредничестве Минской группы после Тавушских боев обнулен, считают эксперты. Министр ИД России Сергей Лавров заявил, что было бы неверно отказываться от наработанных документов, и призвал возобновить диалог на уровне глав МИД. Лавров потерял за это время двух своих партнеров по переговорам – Налбандяна и Мамедьярова, и сейчас не ясно, как Москва намерена адаптировать свою политику к новой ситуации и задачам, в частности, в условиях военно-политического сближения Баку и Анкары.
После 1994 года имели место два крупных столкновения из-за дипломатических упущений Армении, в данном случае – выдавливания Арцаха из переговоров и нивелирования Венской повестки. Новое возвращение урегулирования в плоскость прав Азербайджана приведет к новой войне. Политика Армении на Ближнем Востоке и Средиземноморье позволяет надеяться, что уроки были усвоены.
США поддерживает своего союзника Израиль в деле признания реалий и достижения исторических соглашений. Какую позицию займет Россия в новой ситуации, которая в результате своей политики равноудаленности столкнулась с новыми и более сложными проблемами?