На Украине учительницу отправили в СИЗО за поддержку русского языка
В российских СМИ и соцсетях идет кампания в поддержку херсонской учительницы русского языка Татьяны Кузьмич.
В российских СМИ и соцсетях ширится кампания в поддержку херсонской учительницы, активистки защиты прав русского языка Татьяны Кузьмич. Украинские спецслужбы 20 августа ее задержали, а затем отправили в СИЗО за вымышленный «шпионаж в пользу РФ». Там на нее давят следователи, требуя, чтобы Татьяна оговорила сама себя. Федеральное агентство новостей рассказывает историю херсонской узницы.
20 августа управление СБУ Херсона задержало 52-летнюю учительницу русского языка Татьяну Кузьмич, которую знает весь город. Пресс-служба силовиков сообщила, что женщину в 2015 году «завербовала ФСБ во время ее поездки в Крым», после чего она собирала и передавала российским спецслужбам некие «данные о военных объектах Украины и сотрудниках СБУ». Во время обыска у нее изъяли компьютер и российские рубли (на видео мелькали сторублевые купюры). Все это, по мысли украинских оперативников, должно было неопровержимо доказать ее сотрудничество со спецслужбами РФ.
Впрочем, судя по реакции украинских СМИ и соцсетей, этот арест был воспринят в обществе, скорее, как «показательная казнь». Тем более, что он состоялся накануне рабочего визита в Херсон президента Владимира Зеленского, а в целом контрразведка СБУ провела «серию задержаний агентов влияния страны-агрессора в регионе». По информации местных СМИ, под раздачу попал известный херсонский блогер Кирилл Стремоусов, «рупор» экс-главы области Владимира Сальдо, а также Татьяна Кузьмич. Всем известно, что Кузьмич до сих пор возглавляет херсонскую городскую организацию «Русская национальная община «Русичъ». Вскоре после ареста блогера Стремоусова спецслужбы отпустили, а Татьяну суд отправил в СИЗО до 9 октября.
Попытка напугать Херсон
По мнению политологов, в данном случае спецслужбы намеревались убить двух зайцев. Во-первых, в канун визита президента на южную окраину страны они попытались показать эффективность своей работы — мол, неусыпно бдим, всегда на боевом посту и т. д. Во-вторых, киевским силовикам уже давно хотелось отвесить хорошую оплеуху херсонскому общественному мнению.
Здесь, на юге Украины, все прекрасно знают, что Херсон входит в приморский «пророссийский пояс», тянущийся от Николаева до Одессы. Еще при режиме Порошенко «патриотически» настроенные журналисты писали, мол, Херсонская область настолько хорошо относится к России и поддерживает Крым, что вслед за полуостровом может войти в состав РФ.
«Многие херсонские чиновники и депутаты будут только рады, если в регионе появятся русские танки — они первыми выйдут их встречать с караваями», — заявлял крымско-татарский экстремист и журналист Айдер Муждабаев.
Экстремист Муждабаев пытался таким образом «заклеймить позором» Херсон, но в целом он оказался недалек от истины. Херсонская область, несмотря ни на какие запреты Киева, поддерживает с Крымом экономические, транспортные и гуманитарные связи. Более того, херсонцы в беседах между собой часто называют Крым российским. А некоторые местные транспортные компании украдкой клеят на кабины машин смайлики с российским флагом.
«Херсонская область — это такая автономная республика, на территории которой не действуют ни законы, ни климат Украины», — с досадой отмечали киевские журналисты.
Они указывали, что поддержка херсонцами России периодически выливалась в стихийные протесты. Например, многие местные выступали категорически против блокады Крыма. А жители областного села Чонгар, граничащего с Крымом, открыто осудили политику Киева по полуострову. И даже освистали приехавшего к ним зампреда «представительства президента Украины в Крыму». Кроме того, русский язык в этом регионе старались никак не притеснять, даже вопреки приказам из Киева.
В общем, у киевских силовиков давно чесались руки, чтобы дать по загривку мятежному Херсону. Однако рассчитывать на то, чтобы устроить показательную бойню, вроде сожжения Дома профсоюзов в Одессе, они не могли. Во-первых, времена все-таки уже не те. Во-вторых, большинство херсонцев просто не выйдут демонстрировать свою политическую активность, не станут собираться на площадях, махать пророссийскими лозунгами. А вот набить морды приезжим националистам где-нибудь в тихом дворе — тут могут запросто. Киевские нацисты об этом знают и в Херсон стараются лишний раз не соваться.
По этим причинам те националисты во власти, кто хотел бы прижать к ногтю не в меру пророссийский Херсон, решили начать с одной из ключевых для местного русского мира фигур — Татьяны Кузьмич.
Не просто учитель
Татьяна Кузьмич — не просто учитель русского языка и литературы с 30-летним опытом преподавания в лучших школах Херсона. Она — кандидат педагогических наук, соавтор учебника по русскому языку для 8 и 9 классов для общеобразовательных школ Украины, заведующая научно-методической лабораторией Херсонской академии непрерывного образования.
В качестве главы «Русской национальной общины «Русичъ» Татьяна Кузьмич постоянно проводила мероприятия для школьников, преподавателей и общественных деятелей на Украине, в России и в Крыму. Среди ее достижений: конкурсы «Пушкинская красавица» и «Русский мишка», культурный проект «Земля славянская», десятки проведенных русских национальных праздников.
Еще до кровавого переворота на Майдане она как глава русской общины Херсона тесно сотрудничала с Генконсульством РФ в Одессе, Россотрудничеством, фондами «Русское единство» и «Русский мир». Делала все то же, что и главы других национальных общественных организаций на Украине — армяне, греки, немцы и т. д. Правда, никого, кроме русских, за получение образовательных грантов на Украине не преследуют.
По словам адвоката Кузьмич Ирины Ковалевой, «от этого дела за версту несет политической провокацией».
«По сути, без видимых причин арестовали известного в городе человека, учительницу русского языка и литературы, которая была активным членом общества, организовывала мероприятия, связанные с русской культурой, русским языком. Следователи требуют, чтобы она сама на себя написала, что ее действительно завербовали, что она работала и знала, что это офицеры ФСБ, что она в этой сети. Ее заставляют оговорить себя и десятки других людей. Человека держат в СИЗО и собираются держать там еще месяц», — с тревогой говорит адвокат.
По словам Ковалевой, преподавательнице также вменяют в вину участие в акциях Россотрудничества в 2012 и 2013 годах. Работников этой организации следователи называют «офицерами ФСБ, которые якобы создали сеть и завербовали Кузьмич», а она вербовала других людей.
«Вся ее вина в том, что она учитель русского языка и литературы, что она искренне любит русскую культуру и принимала участие в мероприятиях, организованных Россотрудничеством. И сейчас вот это все пытаются выдать за разведывательную сеть», — уверена адвокат.
По словам Ковалевой, получается странная ситуация: дело обвиняемой в госизмене Кузьмич ведет команда (Служба безопасности Украины и прокуратура АР Крым с офисами в Киеве), которая «словно прибыла из другой Галактики».
«Эти люди словно не понимают, что означает понятие «беспредел». А воспринимать написанное следователями следует не иначе как бред сумасшедшего», — говорит Ковалева.
Поддержка Кузьмич растет с каждым днем
Эта история уже вызвала отклик в сегменте украинских соцсетей. Как пишет пользователь под ником nenazi_64, «Татьяна Кузьмич — та, о ком никогда не заплачет Ахеджакова»:
«Херсонский областной суд поместил до 9 октября в СИЗО преподавательницу русского языка Татьяну Кузьмич. Вина учительницы русской словесности, по версии СБУ, в том, что она «шпионила на Москву в Херсонской области» и якобы была завербована, когда находилась в Крыму пять лет назад. Простой учительнице вменяют ни много ни мало — «создание агентурной сети на Украине», ей грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 15 лет с конфискацией имущества. Ее коллеги поясняют, что Кузьмич — заслуженный и уважаемый педагог с многолетним опытом преподавания, но все тщетно. Но ни о ней, ни об одесситах, ни о детях Донбасса, ни о десятках тысяч убитых никогда не заплачут российские либералы вроде Ахеджаковой».
В свою очередь, пользователь Nahimova 79 сообщает:
«Недовольство наших силовиков вызвало то, что Татьяна Кузьмич, исполняя свои профессиональные обязанности, регулярно с 2008-го участвовала в фестивале «Великое русское слово» в Крыму. Кроме того, педагог известна активной деятельностью по популяризации русского языка на Украине. Ее задержание проводилось с грубым нарушением уголовно-процессуальных норм, без предъявления доказательств содеянного. По словам очевидцев, ее задерживали крайне грубо, чуть ли не «лицом в пол». Что ж, настали времена: за Пушкина — в тюрьму, за русскую словесность — лицом в пол и кандалы на руки».
По поводу беспредела с задержанием в Херсоне учительницы высказалась на днях и официальный спикер МИД РФ Мария Захарова.
«Языковая политика, проводимая властями Украины в отношении русского языка, перешла все разумные пределы: начались карательные акции против собственных граждан, — заявила Захарова. — Уважаемого педагога-русиста поместили в СИЗО по явно сфабрикованному обвинению в госизмене. Ее главная «вина» заключалась в том, что она работает над сохранением и развитием русского языка на Украине».
Ранее Россотрудничество обратилось с запросом в Совет по правам человека ООН и ОБСЕ о правомерности задержания Татьяны Кузьмич.
«Россотрудничество опасается, что дело преподавателя русского языка имеет политическую подоплеку, и потому обращается в международные организации, чтобы они призвали украинские власти провести независимое и прозрачное расследование», — сказано в обращении.
Понятно, что одной лишь «корректной» реакции Россотрудничества на столь вопиющий случай явно недостаточно. Призывы к «прозрачному расследованию», адресованные международным институтам, сегодня выглядят немного наивно. Как показала практика, эти институты стараются не замечать преступлений, совершаемых на Украине в адрес России и русских.
По мнению экспертов, сейчас в дело должна вмешаться российская власть, на высоком уровне осудив беспредел режима Зеленского в отношении Татьяны Кузьмич. В свою очередь, Генпрокуратура РФ должна дать правовую оценку действиям украинских силовиков, а Следком России — завести уголовные дела на организаторов и исполнителей этой наглой и бессовестной травли.