Сливать воду и мириться: Двух врагов Америке не одолеть.
Страх перед Китаем уже подвигает американских интеллектуалов к пониманию России и заставляет их призывать власти США к уважению русских интересов.
Американские политики должны признать, что у России есть отдельные интересы, которые она будет преследовать независимо от желаний Вашингтона. С таким, прямо скажем, пропутинским призывом обратился к политическому истеблишменту США со страниц журнала The National Interest некто Дуг Бэндоу (Doug Bandow). Достаточно авторитетный "некто" – старший научный сотрудник известного "мыслительного центра" – Института Катона, бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана.
Как Америке надавали по мордасам
Как типичный американский варвар, Дуг Бэндоу начинает с фантастики:
Соединённые Штаты – самая сильная нация в мире. У них самая большая, самая производительная экономика. Американские военные не имеют себе равных. Соединённые Штаты также обладают непревзойдённой "мягкой силой", со своей глобальной культурой и привлекательными ценностями.
Тем не менее, вынужден он вернуться к реальности, попытка администрации Трампа управлять миром из Вашингтона, рассматривая союзные государства как вассалов, потерпела неудачу.
Самые отчаянные противники Америки, включая Венесуэлу, Иран, Северную Корею и Сирию, дали отпор давлению США. А когда Соединённые Штаты настаивали на поддержке против Тегерана, европейские правительства встали на сторону последнего,
– уныло констатирует политолог. После чего переходит к главной угрозе: "Наиболее зловещими являются растущие связи между Китаем и Россией. Напряжённость между двумя странами в реальности существует, но антипатия к Вашингтону связывает их вместе". Си Цзиньпин и Владимир Путин встречались более тридцати раз. Си Цзиньпин призвал обе страны "противостоять гегемонии и односторонности", очевидно, направленной против США. Их отношения имеют военные последствия. Сотрудничая в военном отношении, они повышают свою способность проецировать силу и ограничивать доминирование США.
Сотрудничая в военном отношении, Россия и Китай повышают свою способность проецировать силу и ограничивать доминирование США. Фото: Kremlin Pool/Global Look Press
"Пока что они лучше способны сорвать планы Вашингтона, чем навязать свои собственные, но вместе они обеспечивают существенный противовес американским амбициям", – уверен Бэндоу. "Теперь даже сторонники необузданного американского превосходства стали нервничать по поводу того, что вторая по мощи экономика мира и её вторая по мощи армия работают вместе", - добавляет он.
Что же делать в этой ситуации? Понятно что:
Вашингтон должен принять разумные меры, а не рефлексивно сопротивляться китайским целям, максимизируя международную поддержку позиции Америки и сводя к минимуму поддержку КНР.
Что нужно для этого? Ответ: "Вашингтон должен начать с России". Ибо: "Отчуждение Америки и Европы от Российской Федерации имеет мало смысла. Несмотря на истерический страх тех, кто видит в Москве врага, Россия представляет минимальную угрозу для Америки и почти такую же малую опасность для Европы".
Оказывается, даже "неправильный" ответ России на то, что "в 2014 году Европа и Америка оказывали давление, чтобы экономически увести Украину на Запад, а затем поддержали уличный путч против избранного лидера, ориентированного на Россию", на деле "не угрожал ни одному члену НАТО". И далее Бэндоу договорился вообще до ранее немыслимого! – "Американским политикам следует подумать о том, как бы они отреагировали, если бы Советский Союз помог свергнуть избранного проамериканского лидера Мексики, составил список одобренных правительственных чиновников, подтолкнул к переносу торговли из Соединённых Штатов к советским клиентам в Южной Америке и предложил новому правительству присоединиться к Варшавскому договору. Вашингтон был бы охвачен массовой истерией и военной лихорадкой".
У России есть свои интересы, и с этим нужно смириться
Дальше – больше.
Сегодня Москва – великая держава, сродни царской России до 1914 года, которая настаивала на международном уважении своих границ и интересов. Ядерный арсенал Москвы обеспечивает мощное сдерживание, но Россия не в состоянии навязать свою волю Соединённым Штатам. Борьба за влияние в таких странах, как Сирия, – это стандартная политика великих держав, и там у Москвы есть гораздо большие, исторически укоренившиеся интересы, чем у Америки.
Слушайте, если вскоре услышим, что в США расстреляли какого-то политолога, можно не сомневаться, кто им будет! Хотя нет, после следующих его сравнений его должны будут не менее чем распять: "Никого не должно удивлять, что Путин отказывается сдать свою внешнюю политику Америке… У европейцев, какой бы ни была их риторика, нет особых причин бояться Москвы... Путин – авторитарный человек… однако Вашингтон уже давно обнимает своих любимых диктаторов по всей Южной Америке, Африке, Ближнему Востоку и Азии… Звучат гневные обвинения во вмешательстве России в американские выборы – тем не менее США вмешались в более чем восемьдесят иностранных выборов между 1945 и 2000 годами. Американские политики шокированы тем, что Москва продвигает свои интересы в Сирии, Афганистане, Венесуэле, на Кубе и в других местах – точно так же, как Вашингтон продвигает свою повестку дня на Балканах, в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в других местах, – и все ближе к России, чем к Америке".
"Почему Россия должна отказаться от своего союзника на протяжении десятилетий, Сирии? Потому что Вашингтон, по-видимому, рассчитывает доминировать над каждой страной на Ближнем Востоке?" – считает Дуг Бэндоу. Фото: MOD Russia/Global Look Press
Автор даже замахнулся на святое! – "Москва, возможно, платила щедрые деньги за убийство американцев в Афганистане. На практике это мало чем отличается от предоставления Вашингтоном летальной военной помощи Украине, предназначенной для уничтожения российских солдат и этнических русских повстанцев. Это также похоже на давнюю помощь Америки афганским моджахедам, которые убили тысячи советских военнослужащих".
Нынешняя политика Америки, настаивающей на том, чтобы Москва отказалась от своей политики, потому что она ей не нравится, провалилась, – считает Дуг Бэндоу. – Почему, например, Россия должна отказаться от своего союзника на протяжении десятилетий, Сирии? Потому что Вашингтон, по-видимому, рассчитывает доминировать над каждой страной на Ближнем Востоке? И Москва, независимо от того, возглавит ли правительство Путин или кто-то другой, скорее всего, сдаст Крым только после того, как Америка вернёт Техас Мексике.
Кто надиктовал статью такую американцу? Кремль?
Нет, Китай!
Точнее, страх перед растущим Китаем. И угрозой того, что в уже по факту начавшейся войне с ним против США на стороне Пекина выступит Россия. С которой Вашингтон по факту тоже уже воюет.
Отсюда предложение американского аналитика: "Вашингтон должен пойти другим путём. Высшие американские лидеры должны сесть за стол переговоров с российскими политиками и искать компромиссы, с которыми обе стороны смогут жить".
Каковы же могут быть эти компромиссы?
Есть много возможностей, – предлагает Бэндоу. – Например, Америка может объявить о прекращении расширения НАТО, которое накладывает на Америку обязательства большие, нежели позволяют её ресурсы, и прекратить военную помощь Киеву. Украина могла бы выполнить Минский протокол, утвердив конституционные гарантии большей региональной автономии.
Что касается Крыма, то Соединённые Штаты и Европа могли бы принять аннексию де-факто, но не де-юре. Если Россия хочет официального признания, то она может провести референдум под международным наблюдением. Действительно, требование Вашингтона вернуть Крым без голосования было бы несправедливо по отношению к крымчанам. Америка не должна торговать их будущим, как если бы оно было товаром. Независимо от прошлого, их согласие должно определять их будущее.
Далее предлагается, что Вашингтон и Москва должны согласиться на взаимное разоружение, когда речь заходит о вмешательстве в выборы, включая партийное участие, упакованное как "продвижение демократии". Запад мог бы отказаться от жалоб на Южную Осетию и Абхазию, в которых коренной национализм уходит в глубь веков, а Соединённые Штаты могли бы прекратить развёртывание войск в Европе, если бы Москва прекратила угрожающие и враждебные действия, от кибератак против Америки и Европы до военных манёвров. Россия может прекратить поддержку венесуэльского президента Николаса Мадуро и интервенцию в Ливию, если Вашингтон прекратит попытки вытеснить Россию из Сирии и свергнуть правительство Асада".
Правда, там ещё предполагается отказ Москвы от поддержки "прорусских сепаратистов" в Донбассе, но это уже опция. Главное же в том, что "решимость Вашингтона отстаивать сомнительные и часто лицемерные принципы гарантирует длительную и, возможно, вечную враждебность России", а потому "Вашингтон должен привлечь Москву и попытаться умерить её поведение". Тем более что: "Внешняя политика (США) стала инструментом микроуправления земным шаром, а не обеспечения безопасности американского народа. Включение стран, находящихся в конфликте с Россией, в трансатлантический альянс опасно и идёт вразрез с интересами США. Москва не сдаст Крым без поражения в полномасштабной войне, независимо от требований Америки".
Цель такого перформанса формулируется даже с неким афористичным изяществом:
При этом целью Вашингтона должно быть не превращение России в американского союзника, а предотвращение её превращения в союзника китайского.
"Даже благожелательный нейтралитет, подкреплённый большей готовностью бросить вызов КНР, когда интересы Москвы находятся под угрозой, был бы хорош для Запада", – пытается убедить американский политикум Дуг Бэндоу. – Нынешняя политика в отношении России явно не смогла успокоить Москву. Пришло время попробовать другой подход".
Внешняя политика – это искусство возможного, различающее реальность и фантазию. Американские политики должны признать, что у России есть отдельные интересы, которые она будет преследовать независимо от желаний Вашингтона, резюмирует американский автор. "Соединённые Штаты и Европа должны стремиться к гражданским отношениям сотрудничества с Россией. Это было бы лучшим способом противостоять сегодняшнему неформальному союзу между Москвой и Пекином. Но для этого Америка должна пойти на компромисс со своими огромными геополитическими амбициями. Такой подход сделал бы гораздо больше для укрепления американской безопасности, чем начало новой холодной войны", – призывает Дуг Бэндоу.
Александр Цыганов.