Дмитрий Веневитинов – 215 лет со дня рождения
Веневитинов происходил из дворянской семьи, был четвероюродным братом А. С. Пушкина. Именно он стал прототипом Владимира Ленского в «Евгении Онегине». Ребенком Веневитинов рано остался без отца – Владимира Петровича, прапорщика Семеновского полка. Дмитрий получил отличное домашнее образование, имел способности к музыке и рисованию. В дальнейшем писатель Одоевский, готовя к изданию стихотворения Веневитинова, предлагал включить в сборник также рисунки и музыкальные произведения поэта. С 17 лет Дмитрий стал слушать лекции в Московском университете. В 1824 году Веневитинов посетил свои родовые имения в Воронежской губернии. Он бывал в этих местах в детстве и запомнил живописные окрестности Дона и степные ландшафты. До нашего времени сохранилась старинная усадьба рода Веневитиновых.
История усадьбы Веневитиновых:
За два года до своей смерти Веневитинов поступил на службу в московский архив Коллегии иностранных дел. Все больше увлекаясь философией, он с единомышленниками создал философский кружок «Общество любомудрия». Отвергая просветительскую философию декабристов, и считая себя сторонниками «чистой мысли», Веневитинов выступал за создание чистого литературного языка, за формирование языка любомудрия. Высшую форму любомудрия, по его мнению, составляет синтез философии и поэзии. Согласно словам Веневитинова: «Поэзия неразлучна с философией; философия есть внешняя поэзия». В 1825 году после восстания декабристов «Общество любомудрия» было самораспущено, а его устав и протоколы заседаний сожжены. В 1826 году Веневитинов переехал из Москвы в Санкт-Петербург и поступил на службу в Азиатский департамент канцелярии иностранных дел по протекции княгини Волконской.
Княгиня Волконская
Согласно легенде, Веневитинов был безответно влюблен в княгиню Зинаиду Волконскую, которая подарила ему перстень. Он просил надеть его в день своего венчания, или же в день смерти. В 1827 году молодой поэт скончался от тяжелой простуды, когда неосторожно вышел легко одетым на улицу после бала. Ему был только 21 год. Первоначально Веневитинов был погребен в Симоновом монастыре, но при перенесении праха в 1930 году на Новодевичье кладбище, перстень был изъят и теперь хранится в Литературном музее в Москве.
Веневитинов Д.В. Элегия. Читает Юрий Рудник:
Одним из главных лейтмотивов творчества Веневитинова стала судьба поэта, яркая, но короткая. Как отмечает в своей статье Т. Г. Дмитриева, кандидат филологических наук: «Идея исключительности личности поэта, его божественной избранности звучит почти в каждом стихотворении Веневитинова, касающемся темы поэта и поэзии: это «сын богов», «пламенный жрец искусства»: «Я чувствую, во мне горит Святое пламя вдохновенья».
Эти образы перекликаются с пушкинскими: «небес избранник», «божественный посланник», «жрец» («Поэт и толпа»), «Молчит его святая лира...». Но в повседневной жизни поэт ничем не выделяется из среды обычных людей, - так начинается развитие темы в стихотворении Веневитинова «Поэт»:
Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья?
Не вспыльчив он, и строгий ум
Не блещет в шумном разговоре...
Оно напоминает нам пушкинское: «Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон...». Приход вдохновения меняет состояние веневитиновского творца:
Когда ж внезапно что-нибудь
Взволнует огненную грудь, -
Душа, без страха, без искусства,
Готова вылиться в речах
И блещет в пламенных очах...[1]»
Очень удачно переводил Д. Веневитинов стихотворения Гете. Его «Отрывки из «Фауста» показывают, как глубоко оба поэта чувствовали связь человека с природой.
«А солнце скрылось за горою…
Увы! летаем мы мечтою,
Но крылья телу не даны.
И у кого душа в груди не бьется
И, жадная, не рвется от земли,
Когда над ним, невидимый, вдали
Веселый жаворонок вьется
И тонет в зыбях голубых,
По ветру песни рассыпая!
Когда парит орел над высью скал крутых,
Широкие ветрила расстилая,
И через степь, чрез бездны вод
Станица журавлей на родину плывет
К весне полуденного края!»
МОНОЛОГ ФАУСТА
«Всевышний дух! ты все, ты все мне дал,
О чем тебя я умолял;
Недаром зрелся мне
Твой лик, сияющий в огне.
Ты дал природу мне, как царство, во владенье;
Ты дал душе моей
Дар чувствовать ее, дал силу наслажденья.
Иной едва скользит по ней
Холодным взглядом удивленья;
Но я могу в ее таинственную грудь,
Как в сердце друга, заглянуть.
Ты протянул передо мною
Созданий цепь — я узнаю
В водах, в лесах, под твердью голубою
Одну благую мать, одну ее семью.
Когда завоет ветр в дубраве темной,
И лес качается, и рухнет дуб огромной,
И ели ближние ломаются, трещат,
И стук, и грохот заунывный
В долине будят гул отзывный, —
Ты путь в пещеру кажешь мне,
И там, среди уединенья,
Я вижу новый мир и новые явленья,
И созерцаю в тишине
Души чудесные, но тайные виденья…»
Многие стихотворения Д. Веневитинова удачно легли на музыку и стали песнями. Так стало и со стихотворением «Три розы».
Три розы (ст. Д. Веневитинов, Новый альбом, Андрей Евлюхин):
Дмитрий Веневитинов запомнился не только как поэт, но и как автор критических статей. Он занимался разработкой философских основ русской критики и вывел собственную концепцию искусства. Согласно Веневитинову искусство в своем развитии проходит три эпохи: эпическую, лирическую и драматическую. В последней эпохе должен произойти синтез всех направлений. Критика должна базироваться на философии, только так она способна дать возможность правильно воспринять и понять историческую закономерность появления конкретного произведения искусства.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
[1] Дмитриева Т. Г. Образ поэта в лирике Д. В. Веневитинова / Т. Г. Дмитриева // Русская речь. – Москва : Наука. – 2005. – № 5. – С. 3-7.